Что стало с советскими авиационными КБ: судьбы «Ла», «Як», «По» и еще 12 конструкторских команд
Вспомнить их все может быть хорошей тренировкой концентрации и памяти. Но мы сейчас не про саморазвитие, а про историю. «Ла», «Ан», «Як», «По» и другие имена, некогда гремевшие на весь мир – где они сейчас, давайте исследуем. Чтобы никого не обижать, я расположил наших героев в алфавитном порядке.
Антонов
Предприятие, основанное «отцом транспортной авиации СССР» Олегом Антоновым, живо до сих пор – сейчас это госпредприятие в Украине, называемое АО «Антонов», которое продолжает обслуживать самолеты марки Ан и потихоньку разрабатывает новые самолеты и беспилотники.
Бартини
Необычное КБ, основанное итальянским аристократом и коммунистом Робертом Бартини, эмигрировавшим в СССР, прекратило свое существование на рубеже 1980-х и 1990-х. Однако в 2019 году российские СМИ сообщали, что оно будет открыто заново в рамках ЦНИИмаш и займется разработкой легких многоразовых ракет. Какая деятельность им ведется с тех пор, неизвестно.
Бериев
Конструкторское бюро Георгия Бериева, специализировавшееся на создании гидросамолетов, было вместе с Таганрогским машиностроительным заводом превращено в единый Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева. По имеющимся данным, оно продолжает выпускать летающие лодки Бе-103 и Бе-200.
Ильюшин
Ныне оно называется «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» и возглавляет дивизион транспортных самолетов отечественной госкорпорации ОАК. Оно ведет разработку целого вороха новых проектов – Ил-112, Ил-276, ПАК ВТА и других, хотя сроки их претворения в жизнь непонятны.
Калинин
Одно из самых старых советских КБ, основанное еще в 1920-х Константином Калининым, разработавшее знаменитый самолет-гигант К-7, прекратило свое существование еще в 1950-х годах.
Камов и Миль
Два советских вертолетных КБ – ОКБ «Камов» и ОКБ «Миль» – ныне входят в состав корпорации «Вертолеты России». В 2020 году они были объединены в единое предприятие «Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова». Какие новые разработки его конструкторы ведут сейчас, я не выяснил.
Лавочкин
Некогда это бюро создало истребители Ла-5 и Ла-7, которые ряд экспертов считают лучшими истребителями Второй мировой войны. После окончания войны его конструкторы сначала занялись реактивными истребителями, но затем отдали эту тему МиГ и Сухому, а сами переключились на двигатели для космических ракет. Так ими и занимается под именем НПО им. Семена Лавочкина.
Микоян и Гуревич
Продолжает свою деятельность и бывшее советское КБ, создававшее истребители МиГ. Его современное название – «Российская самолётостроительная корпорация "МиГ"», продолжая строить и обслуживать истребители этого «бренда».
Мясищев
КБ Мясищева, некогда создававшее уникальные и удивляющие до сих пор проекты бомбардировщиков, перестало существовать еще в 1960 году, когда его основатель Владимир Мясищев был назначен директором ЦАГИ.
Петляков
Талантливый авиаконструктор, разработавший пикирующий бомбардировщик Пе-2, погиб в 1942 году. С тех пор новые разработки самолетов с индексом «Пе» не велись.
Поликарпов
Николай Поликарпов, создавший первые прославленные советские истребители И-15 и И-16, умер в 1944 году. КБ, созданное им, возглавил Владимир Челомей и коллектив переключился на создание самолетов-снарядов с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями по образу и подобию немецких ФАУ-1, а после войны занимался созданием крылатых ракет. В 1980-х годах, после ряда метаморфоз, оно превратилось в «НПО Машиностроения».
Туполев, Сухой и Яковлев
Все три КБ — «Туполев», «Сухой» и «Яковлев» - стали частями «Объединенной авиастроительной корпорации».
Первое продолжает модернизировать военные самолеты марки «Ту», а также участвует в создании авиалайнера МС-21-300, разрабатывая для него органы управления и механизацию.
Последними проектами компании «Сухой», воплощенными в жизнь к настоящему времени, стали истребитель Су-57 и малый авиалайнер SSJ-100.
ОКБ Яковлева в постсоветские годы претерпело ряд изменений, и почти два десятка лет называлось «НПК Иркут». В 2023 году его переименовали просто в «Яковлев». Вместе с «Туполев» оно участвует в разработке самолета МС-21.