«Прощай, United States!» Пароход размером больше «Титаника» станет мега-рифом
По решению Федерального суда США, судно больше не может занимать пирс, у которого простояло несколько последних лет. Организация SS United States Conservancy не смогла собрать достаточно средств, чтобы восстановить корабль и превратить его в плавучий музей. Его выкупили власти округа Окалуза, чтобы отбуксировать к месту последней подводной стоянки и там безопасно затопить в вертикальном положении.
Он станет самым большим искусственным рифом в мире, забрав этот титул у послевоенного авианосца Oriskany, также затопленного у побережья Флориды в 2006 году.
Непобежденный держатель «Голубой ленты Атлантики»
United States был спущен на воду в 1952 году, в самом конце эпохи морских путешествий через Атлантику. При длине 302 м и водоизмещении более 45 тысяч тонн, он стал самым большим пассажирским кораблем, сконструированном и построенном в США. Во время первого рейса он поставил рекорд скорости в обоих направлениях, став последним судном этого класса, завоевавшим «Голубую ленту Атлантики». Для разработки интерьера привлекали в консультанты лучших художников того времени.
В качестве трансатлантического лайнера он возил через океан 4 американских президентов и десятки других знаменитостей.
Пароход строился с расчетом в случае войны быть превращенным в быстроходный транспорт для перевозки 14 тысяч солдат на расстояние до 16 тыс. км без дозаправки. В конструкцию судна были изначально заложены некоторые технические решения, типичные для военных кораблей, включая защищенное машинное отделение и повышенную маневренность для защиты от подводных лодок. Максимальную скорость всегда держали в секрете – лишь ходили слухи, что она достигает 42 узла.
Спасти лайнер не удалось
Его служба в Атлантике длилась всего одно десятилетие: на рубеже 1960-х и 1970-х компания United States Lines внезапно для всех объявила о своем банкротстве.
Судно несколько раз переходило из рук в руки: все новые богатые энтузиасты пытались спасти корабль, а для этого найти ему новое прибыльное назначение. Все попытки потерпели фиаско. В результате в 1994 году внутреннее убранство было продано с молотка, а само судно двумя годами позже отбуксировано в Филадельфию, где и осталось на вечной (как тогда казалось) стоянке.
В 2011 году организация United States Conservancy выкупила ржавую махину и начала сбор средств на превращение ее в плавучий музей, торговый центр или отель. И снова неудача.
С одной стороны, судно действительно историческое — это крупный символ морской славы США. Но даже для такой легенды найти спонсоров сложно, потому что у сторонников спасения судна много конкурентов, тоже ищущих меценатов. Взять хотя бы США: в Нью-Йорке на приколе стоит авианосец Intrepid, в Сан-Франциско – пассажирский пароход Jeremiah O'Brien, а в Лонг-Бич – Queen Mary, кстати, соперница United States в трансатлантических перевозках.
Он будет служить дайверам и морским животным
После превращения судна в риф, наконец, его содержание не будет стоить ни цента. Перед затоплением судно подготовят, очистив от старых нефтепродуктов. Оно станет местом обитания для морской живности, от водорослей и кораллов до рыб, и популярным местом для дайвинга. Оно будет затоплено с таким расчетом, чтобы дайверы-любители легко могли нырять к верхним палубам, а профессиональные ныряльщики и в трюмы.
Для сравнения, авианосец Oriskany ежегодно притягивает к себе около 10 тысяч дайверов и несчетное количество рыбаков, а спортивная инфраструктура приносит более $3 миллионов дохода.