Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13-го: странное крушение Thomas W. Lawson
Скорее всего, вы даже не слышали про «Томас У. Лоусон», несмотря на его уникальные качества. Он был спущен на воду в 1902 году, за 10 лет до «Титаника». То было время, когда парусники дали последнюю великую битву пароходам. В приливе ностальгии по белым парусам, судовладельцы заказывали постройку все более крупных стальных грузовых парусных судов, вошедших в историю под общим названием «винджаммеры» («собиратели ветра»).
Шхуна Thomas W. Lawson подняла их размеры на новый уровень...
... и своей гибелью положила конец гонке размеров. Она до сих пор держит мировой рекорд как самый большой парусник без вспомогательного двигателя. Длина смимачтового судна достигала 145 м, а водоизмещение в полном весе 13860 т. Для сравнения, крейсер «Аврора», один из самых новых крейсеров российского флота на тот момент, имел водоизмещение всего 6700 т и длину 127 м.
Невезучая с самого рождения
После достройки шхуна начала возить уголь вдоль Восточного побережья США. Быстро вскрылись недостатки столь громоздкого и массивного парусника. Управлялась она с трудом – нужен был достаточно крепкий ветер, чтобы эта бегемотиха набрала ход и начала слушаться руля. Тем труднее ей было маневрировать в портах. В конце концов, ее сняли с каботажного маршрута, демонтировали парусное вооружение и стали использовать как нефтяную баржу.
Вскоре ей нашлось лучшее применение. Парусную оснастку вернули и Thomas W. Lawson переоборудовали в танкер, после чего она начала возить нефтепродукты между США и Великобританией, пользуясь простором и свежими ветрами северной Атлантики. Опасность представляли лишь последние мили, когда неповоротливой шхуне нужно было пройти через Ла-Манш, лавируя между многочисленными подводными скалами и островами.
Thomas W. Lawson остался в истории как самый большой парусный танкер мира и самый большой парусник без вспомогательного двигателя.
Как работает закон пятницы, 13
В ноябре 1907 года 5-летний парусник вышел с грузом легкого парафинового масла в очередной рейс. Само решение отправить его в рейс стало ошибкой – в пути его застал жесточайший зимний шторм. Шхуна потеряла почти все паруса и шлюпки, пока добралась до Англии. Уже войдя в Ла-Манш, 13 декабря (разумеется, это была пятница) капитан совершил второй просчет, неправильно определив маяки у архипелага Силли. Судно встало на ночную стоянку в опасной близости от камней.
Утром к нему подошли два спасательных парусника и предложили снять экипаж. Однако капитан, уверенный в надежности своих якорей, отказался. Спасатели вернулись в порт, оставив на Thomas W. Lawson лоцмана, и вызвали к шхуне буксир, но из-за плохой погоды он не смог выйти на подмогу.
На следующий день цепи не выдержали-таки волнения моря и лопнули. Беспомощную шхуну понесло на камни. Поняв, что она обречена, капитан совершил третью ошибку, приказав матросам надеть спасжилеты и взобраться на мачты – он надеялся, что там они будут в большей безопасности в момент, когда судно начнет тонуть. Однако получилось наоборот: удар о скалу был настолько силен, что мачты попадали за борт. Корпус шхуны разломился, и она быстро перевернулась и ушла под воду.
Даже после этого невезение продолжало преследовать людей. Груз парафина из корпуса вытек в море, и хотя члены экипажа были одеты в спасжилеты, они не были рассчитаны на жидкость более легкую, чем вода. Большинство моряков утонули в этой жидкости, а спаслись лишь капитан Джордж Доу и инженер Эдвард Роу, которые сумели вовремя взобраться снова на судно и прыгнули в воду лишь тогда, когда парафин растекся в тонкую пленку.
Иронично, что паровая машина на «Лоусоне» была
Увы, она работала не на гребной винт, а на лебедки для управления парусами, шпиль и рулевую машину. Такая вот ирония судьбы.
Катастрофа отрезвила любителей парусников. Им пришлось признать, что наступает эра парового двигателя. Про энергию ветра забыли на долгие 100 лет. В наши дни ее медленно начинают осваивать заново, но таких кораблей, как Thomas W. Lawson, больше не будет: теперь все парусники обязательно имеют хотя бы небольшой вспомогательный двигатель на экстренный случай.