«Да ладно!» Как западный журналист попросил СССР отвезти его на Луну и что из этого вышло

Представьте себе: на дворе 1964 год, три года прошло с исторического полета советского космонавта Юрия Гагарина. До приземления Нила Армстронга на Луне остается еще пять лет, но между Советский Союзом и Штатами уже идет нешуточная борьба за то, чтобы быть на Луне первыми.
«Да ладно!» Как западный журналист попросил СССР отвезти его на Луну и что из этого вышло
Членский билет клуба Первых полетов на Луну. (с) National Air and Space Museum
И вот в том прекрасном году в одно из венских турагентств зашел журналист Герхард Пистор и спросил, нельзя ли купить билет на Луну.

Вот вы смеетесь, а педантичные австрийские менеджеры смеяться не стали, а послали запрос «Аэрофлоту» и Pan Am, самым сильным авиакомпаниям в СССР и США, о возможности такого путешествия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько нам известно, «Аэрофлот» не ответил. А вот в Pan Am не отмахнулись, а усмотрели в этом редкую возможность застолбить первенство. Просьбу Пистора озвучили самому основателю компании Джуану Триппе, и тот дал добро, чтобы журналисту зарезервировали место на еще не существующем коммерческом лунном шаттле. С одним уточнением: полет должен был состояться 36 лет спустя, в 2000 году.

В Pan Am ожидали, что частные полеты на Луну станут возможны к 2000 году.

Дальше больше: Pan Am объявила, что открывает «Клуб первых полетов на Луну» и лист ожидания, в который каждый клиент компании мог вписать свое имя. Авансовый взнос не требовался, регистрация была бесплатной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
членский билет клуба First Moon Flights
Обратная сторона членского билета
eBay

Луномания

К 1968 году в листе было всего 180 имен.

Затем вышел культовый фильм «Космическая одиссея 2001 года», подогревший интерес публики к полетам на Луну, и начался ажиотаж. К 1973 году в Клубе было 93 тысячи членов! Право на место в космическом корабле застолбил даже Рональд Рейган.

космический челнок будущего
Все это было, напомним, задолго до Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin.
Robb Report

Как мы теперь понимаем, Pan Am слишком оптимистично оценивала, сколько времени понадобится для начала регулярных полетов человека на спутник Земли: не только в 2000-м, но и в 2024-м это по-прежнему невозможно. Но авиакомпании не пришлось объясняться с клиентами - в 1980-х она погрузилась в кризис, а в 1991-м историю ее прервало банкротство.