Что лучше, мост или тоннель: 3 неочевидных отличия, которые знают только архитекторы

Возьмем для примера... да хотя бы метрополитены Москвы и Петербурга. Когда поезду надо пересечь реку, в одних случаях строители прокладывают тоннель под руслом, в других делают мост. Хотя, казалось бы, условия одни и те же. Есть ли у них четкие правила выбора, или они, условно говоря, подбрасывают монетку?
Что лучше, мост или тоннель: 3 неочевидных отличия, которые знают только архитекторы
GeorgeLouis — Wikipedia
Содержание статьи

На сайте вопросов-ответов Quora однажды прозвучал вопрос, вынесенный мною в заголовок. Несколько профессиональных строителей дали пояснения, из которых вырисовывается логика инженеров. Начать с того, что...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У каждого из двух сооружений есть сильные плюсы и минусы

Например, тоннели, в отличие от мостов, неподвластны разрушающему действию погоды, поэтому служат дольше и дешевле в обслуживании. Однако мост при этом проще инспектировать на безопасность и вовремя отремонтировать. Да и постройка мостов обходится куда дешевле.

Тоннель однозначно хорош тем, что не мешает проходить судам. Если вы следили за недавним ЧП в порту Балтимора, когда контейнеровоз MV Dali врезался в важный мост Francis Scott Key и надолго парализовал сухопутное сообщение на этом участке атлантического побережья США, то могли понять, насколько это важно. Однако мост при этом дает чудный обзор для путешественников, в отличие от серой монотонности тоннеля.

Тоннели отпугивают людей с клаустрофобией. Мосты — людей с акрофобией.

Наконец, есть психологические факторы. Почти каждый десятый человек страдает клаустрофобией и неохотно пользуется тоннелями. Однако и мост несет в себе опасность сразу двух фобий – акрофобии и агорофобии, боязни соответственно высоты и открытых пространств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда что лучше

Есть пограничные случаи, когда одно однозначно лучше другого.

Возьмем каньон или овраг – узкое ущелье, которое разделяет гладкую равнину. Рыть здесь тоннель было бы очень дорого, а вот перекинуть виадук – проще простого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мост Глен-Каньон фото
Мост Глен-Каньон
HighestBridges.com

С другой стороны, для пересечения горных хребтов тоннели более выгодны. Взять хотя бы знаменитый 16-километровый тоннель Gotthard Base, проходящий через Альпы, сильно ускоривший путь по железной дороге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тоннель Gotthard Base фото
Тоннель Gotthard Base
Hannes Ortlieb - Wikipedia
Мосто-тоннельная система Chesapeake Bay фото
Мосто-тоннельная система Chesapeake Bay.
Соцсети

А бывают случаи, когда выгоднее система из мостовых подходов и короткого тоннеля. В мире появляется все больше таких систем, а одной из самых известных является переправа Chesapeake Bay в американском Норфолке, имеющая длину 27 км. Львиная доля пути проходит по невысоким мостам, но в двух местах дорога ныряет под воду, чтобы пройти под судоходным фарватером.