Что лучше, мост или тоннель: 3 неочевидных отличия, которые знают только архитекторы
На сайте вопросов-ответов Quora однажды прозвучал вопрос, вынесенный мною в заголовок. Несколько профессиональных строителей дали пояснения, из которых вырисовывается логика инженеров. Начать с того, что...
У каждого из двух сооружений есть сильные плюсы и минусы
Например, тоннели, в отличие от мостов, неподвластны разрушающему действию погоды, поэтому служат дольше и дешевле в обслуживании. Однако мост при этом проще инспектировать на безопасность и вовремя отремонтировать. Да и постройка мостов обходится куда дешевле.
Тоннель однозначно хорош тем, что не мешает проходить судам. Если вы следили за недавним ЧП в порту Балтимора, когда контейнеровоз MV Dali врезался в важный мост Francis Scott Key и надолго парализовал сухопутное сообщение на этом участке атлантического побережья США, то могли понять, насколько это важно. Однако мост при этом дает чудный обзор для путешественников, в отличие от серой монотонности тоннеля.
Наконец, есть психологические факторы. Почти каждый десятый человек страдает клаустрофобией и неохотно пользуется тоннелями. Однако и мост несет в себе опасность сразу двух фобий – акрофобии и агорофобии, боязни соответственно высоты и открытых пространств.
Когда что лучше
Есть пограничные случаи, когда одно однозначно лучше другого.
Возьмем каньон или овраг – узкое ущелье, которое разделяет гладкую равнину. Рыть здесь тоннель было бы очень дорого, а вот перекинуть виадук – проще простого.
С другой стороны, для пересечения горных хребтов тоннели более выгодны. Взять хотя бы знаменитый 16-километровый тоннель Gotthard Base, проходящий через Альпы, сильно ускоривший путь по железной дороге.
А бывают случаи, когда выгоднее система из мостовых подходов и короткого тоннеля. В мире появляется все больше таких систем, а одной из самых известных является переправа Chesapeake Bay в американском Норфолке, имеющая длину 27 км. Львиная доля пути проходит по невысоким мостам, но в двух местах дорога ныряет под воду, чтобы пройти под судоходным фарватером.