Фиаско Илона Маска и его гиперлупа: почему скоростной вакуумный поезд так и не был запущен

Пустить скоростной поезд по трубе, из которой откачан воздух, — красивая идея. Почему же она не сработала?
Фиаско Илона Маска и его гиперлупа: почему скоростной вакуумный поезд так и не был запущен
HyperloopTT
Концепция вакуумного транспорта — гиперлупа — космически проста.

В атмосфере сопротивление воздуха по мере роста скорости увеличивается экспоненциально. Нет воздуха — нет проблемы. Пускаем транспортный модуль в вакууме, внутри трубы, и он мчится с огромной скоростью, поскольку не встречает никакого сопротивления. А если использовать магнитную левитацию (маглев), то и трения качения можно будет избежать. С движителем тоже все просто: например, пусковой импульс в точке старта модулю придает один мощный соленоид, а на финише встречает другой, тормозящий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рождение идеи

Первым концепцию гиперлупа выдвинул американский изобретатель Роберт Годдард в 1909 году. Согласно его расчетам, скорость поезда нового типа могла бы достигать 1600 км/ч. Через год американский инженер Эмиль Башле, приехавший в Лондон с работающей моделью, обещал потенциальным инвесторам скорость 500 км/ч. Российский же ученый Борис Вейнберг, профессор Томского технологического института, рассчитывал на 800–1000 км/ч. Он тоже построил действующую масштабную модель гиперлупа — правда, без вакуума. Прогрессивная общественность была в восторге от открывающихся перспектив. Однако промышленники их энтузиазма не разделяли.

Дело в том, что к тому моменту и в США, и в Европе уже пробовали строить пневматические транспортные системы, в которых воздух толкал поезд по трубе. И хотя принцип действия пневмотранспорта был иным, чем у гиперлупа, проблемы вырисовывались примерно такие же. Паровые воздушные насосы требовали большого количества угля, а кожаные воздуховоды прогрызали крысы. Да, были успешные локальные проекты пневмопоездов, но перевозки так стоили примерно вдвое дороже, чем по обычной железной дороге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почти вакуум

В XXI веке о гиперлупе заговорил Илон Маск. В 2013 году он опубликовал документ, в котором сформулировал свое видение вакуумного транспорта. В частности, он предлагал обойтись без магнитной левитации, а вместо этого пускать часть откачиваемого воздуха под днище поезда, используя его в качестве воздушной подушки. Увы, идея оказалась нежизнеспособной. Зато предложение ограничиться так называемым форвакуумом — давлением в 100 Па — инженеры оценили. При таком давлении сопротивление среды минимально, но, если снижать его дальше, стоимость проекта начинает расти по экспоненте.

Hyperloop, эскиз, рисунок
Художественное изображение Hyperloop Alpha, Илон Маск
Tesla Motors
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема со скоростями

На поднятой Маском волне в 2014 году в США появилась компания Hyperloop One (не имеющая к Илону никакого отношения) и за пять лет привлекла на проект гиперлупа 400 млн долларов инвестиций. Старт разработки был весьма динамичным: уже в 2016 году удалось провести первые испытания магнитной тележки, развивавшей скорость 168 км/ч. Скромно? Да, но это же только начало!

В 2017-м в пригороде Лас-Вегаса, штат Невада, Hyperloop One построила 500-метровую трубу диаметром 3,3 м с устройством для магнитной левитации. В мае того же года по ней запустили прототип пассажирской капсулы. Поначалу его скорость составила всего 113 км/ч, но уже в июле конструкция смогла разогнаться до 310 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hyperloop, испытания, труба
DevLoop — испытательный трек Hyperloop One в Неваде
Hyperloop One
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через три года начались испытания модуля XP-2, первыми пассажирами которого стали технический директор компании Джош Гигель и директор по работе с клиентами Сара Лучиан. Увы, реальная цифра в 172 км/ч оказалась далека от заявленных изначально 740 и тем более от теоретически возможных 1100–1200. Для сравнения: в Шанхае между аэропортом и городом на тот момент уже курсировал регулярный поезд на маглеве, без всякого вакуума развивавший 431 км/ч.

Пока ни один проект гиперлупа не превзошел по скорости уже существующие китайские поезда, ездящие с использованием магнитной левитации.

Труба со скандалами

Тем не менее все время своего существования проект Hyperloop One вызывал живой интерес. Шли переговоры с властями Саудовской Аравии, Индии, России. Пресса же с упоением освещала скандалы вокруг совета директоров. Материала хватало. Сначала главный инженер Броган Бемброган судился с топ-менеджерами компании, обвиняя их в злоупотреблении властью, нецелевой трате средств и прочих преступлениях. Позже началась чехарда в руководстве: Шервина Пишевара на посту главы Hyperloop One сменил Ричард Бренсон, в честь которого к названию компании добавилось слово Virgin. Однако Бренсон на этой должности не задержался, поскольку считал назревающее сотрудничество с саудитами недопустимым, — и, уходя, забрал слово Virgin с собой. Венцом неприятностей стал арест россиянина Зиявудина Магомедова, члена совета директоров Hyperloop One, за хищение бюджетных средств. В декабре 2023 года компания, до последнего дня продолжавшая вынашивать честолюбивые планы, закрылась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hyperloop, капсула
Вторая капсула Hyperloop One — XP-2, другое название — Pegasus
WikiCommons

Был еще один проект с похожим именем — Hyperloop TT (Hyperloop Transportation Technologies). К сожалению, успехи этой компании, работавшей по принципу краудфандинга, оказались еще скромнее: конструкторы построили в Тулузе испытательный трек длиной 320 м, однако так ничего по нему и не запустили. Через некоторое время трубу просто демонтировали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Энтузиасты не сдаются

В итоге проблемой гиперлупа занялся-таки Илон Маск. В 2015 году он организовал конкурс на разработку капсулы для вакуумного транспорта — Hyperloop Pod Competition. Год спустя строительство трубы длиной 1,5 км было завершено, а в 2017-м победитель конкурса — Мюнхенский университет — продемонстрировал капсулу, которая разогналась до 327 км/ч. Транспортный модуль, созданный SpaceX и Tesla, оказался еще быстрее: 355 км/ч. Однако обе модели по-прежнему отставали от китайского маглева и лишь немного обгоняли японский поезд «Синкансэн», передвигающийся со скоростью 320 км/ч.

И все же Маск взялся за прокладку скоростной подземной трассы. Его собственный проект, Loop Transportation System, открылся в 2021 году в Лас Вегасе и должен был обеспечить пассажирское сообщение под городом. Ко всеобщему изумлению, по двум тоннелям с односторонним движением, проложенным на глубине 12 м, запустили не поезда, а автомобили Tesla. Причем при атмосферном давлении. Заявленная скорость в 200 км/ч здесь оказалась недостижимой: электрокары мешали друг другу и ехали не быстрее 60 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
труба, Hyperloop
Труба для Hyperloop
WikiCommons

Техническая изнанка

Почему же концепция, казавшаяся вполне логичной, не «выстрелила»?

Обеспечить форвакуум в трубе длиной в десятки и даже сотни километров технологии позволяют. Равно как и установить шлюзы, разгонные и тормозящие соленоиды в начале и конце пути. Конечно, открытым остается вопрос безопасности пассажиров: есть разные прогнозы насчет того, что произойдет в трубе гиперлупа, если ее целостность будет нарушена. Но главная проблема в другом — в физиологии человека. Люди способны выдерживать кратковременные перегрузки при разгоне, но рост центробежного ускорения вызывает гораздо больший дискомфорт. На американских горках скорости относительно невелики, 130–150 км/ч, но душа уходит в пятки — а ведь на аттракционе некомфортное центробежное ускорение длится секунды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомним формулу, согласно которой центробежное ускорение равно квадрату скорости, разделенному на радиус кривизны пути: ац = V^2/r. Скорость увеличивается на порядок, а ускорение — на два. Компенсировать нежелательный эффект от боковых и вертикальных ускорений можно только максимальным выпрямлением пути, причем в двух плоскостях. В противном случае даже небольшое изменение уклона или пологий вираж покажутся кошмарно затянувшимися американскими горками.

Hyperloop, демонстрация капсулы
Демонстрация капсулы Hyperloop UPV Европейская неделя Hyperloop 2022
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Значит, нужен участок под прокладку идеально прямой линии, если его не получится выкупить — проекту конец. А при такой постановке вопроса цены на землю по линии гиперлупа взлетят до небес.

Трасса гиперлупа должна быть идеально прямой, причем в двух плоскостях. Иначе поездка станет пыткой для вестибулярного аппарата.

Можно ли проложить трассу под землей? Да, существующие технологии позволяют сделать это с небольшой погрешностью. Но стоимость строительства и обслуживания будет намного выше.

Кстати, подземные скоростные поезда (от Москвы до Симферополя — за 45 минут) описывал еще Кир Булычев в романе «Остров ржавого лейтенанта». Но и он указывал, что тоннели должны быть совершенно прямыми, поэтому «строительство первых междугородных подземных линий было очень трудным делом, пока строители не ввели в работу проходческий автомат, который под температурой в несколько тысяч градусов расплавлял породу, облицовывал ее тугоплавким пластиком и оставлял за собой блестящую, оплавленную, гладкую, как серединка керамического стакана, трубу». Похоже, нам придется подождать появления такой машины.