Как устроена кабина машиниста поезда метро
Тот пульт, что располагается за спиной машиниста, используется редко в процессе движения: на нем, например, можно включить освещение в салоне, управлять системой кондиционирования, а также там находятся автоматы, которые защищают электрические цепи поезда.
Непосредственно перед машинистом находится ряд дисплеев и органы управления поездом. Так, монитор видеонаблюдения показывает изображения с камер, которые установлены не только внутри вагонов (по 8 в каждом) и кабинах, но и снаружи состава как современная альтернатива зеркалам. Переключение между камерами – с помощью кнопок, а если из какого-то вагона поступает вызов от пассажира, на монитор автоматически выдаются изображения с камер этого вагона.
На блоке управления информационным комплексом, который выглядит как горизонтально вытянутый дисплей, можно контролировать положение дверей на каждом вагоне, настраивать автоинформатор, следить за скоростью, индикаторами противопожарной системы и системы безопасности.
Поезд приводится в ход при помощи контроллера, который похож на рычаг. Управление простое: нужно ехать вперед – машинист отклоняет его от себя; надо сбавить скорость – тянет на себя. В этом случае торможение происходит с помощью электродинамического тормоза, то есть благодаря двигателям.
Также есть электропневматические тормоза, которые по стандарту не используются, когда поезд находится на линии с пассажирами. В случае их использования торможение происходит благодаря колодкам, прижимающимся к колесам, и можно ощутить запах жженой резины из-за возникшего трения.
В отдельных случаях, при определенных неисправностях остановить состав можно с помощью крана машиниста. Используется он довольно редко. И, разумеется, перед машинистом – кнопки резервного управления, экстренного торможения, гудка и открытия-закрытия дверей, а также трубка для связи с диспетчером.
Каждым вагоном метро можно управлять отдельно
На многофункциональном дисплее управления отражается вся информация о работе систем всего состава, что позволяет отключить при необходимости ту или иную функцию в конкретном вагоне. Например, можно заблокировать двери какого-то вагона, выключить в нем освещение или отключить от питания.
Вся информация о работе электрики, пневматики и положении дверей – в этом компьютере, как и настройка автоведения, которое позволяет поезду самостоятельно тормозить на станции, если машинист по какой-то причине не остановился у соответствующей отметки.
Если же возникает какая-то ошибка, то на этом же компьютере появляется соответствующее сообщение с описанием этой ошибки и подсказками, что нужно сделать, для того чтобы поехать дальше. Все такие сообщения сохраняются в памяти компьютера, поэтому при необходимости всегда можно посмотреть «входящие», особенно это актуально для технического персонала депо, обслуживающих составы.
Описанное устройство кабины не является универсальным и отличается в зависимости от типа подвижного состава.