Главное — сохранять спокойствие: каковы действия пилота, если перед посадкой отказали шасси
Что, если в самолет попадет молния? А если прямо во время полета откроется люк? Может ли воздушное судно развалиться во время сильной турбулентности? И на каких местах наибольшие шансы выжить в случае авиакатастрофы? Эти и другие подобные вопросы возникают у 40% путешественников, испытывающих ту или иную форму страха перед полетами. На многие из них мы уже отвечали, так что сейчас пришло время обсудить, что может произойти в случае, если шасси перед посадкой не выпускаются.
Приказ — поднять шасси
В авиации под термином шасси подразумевают систему опор, предназначенную для стоянки на земле, передвижения по аэродрому, взлета, посадки летательного аппарата. Эта система обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колесами, но иногда вместо них могут использоваться лыжи или поплавки.
Каждый раз, когда самолет отрывается от взлетно-посадочной полосы, пилот отдает важную команду: «Поднять шасси». Лететь с торчащими колесами просто напросто небезопасно: когда шасси поднято, оно не создает дополнительного сопротивления воздуха, что улучшает аэродинамические характеристики воздушного суда и увеличивает его скорость и эффективность. Кроме того, в таком случае самолет потребляет меньше топлива, поскольку ему не нужно преодолевать дополнительное сопротивление воздуха от шасси.
Что делать, если отказали шасси
Обычно состояние шасси проверяют прямо перед взлетом, однако по различным техническим причинам в самый неподходящий момент оно может выйти из строя. Что делать в таком случае? Первым делом, пилоту необходимо сохранять спокойствие. В панике ни одну проблему не решишь, тем более, когда на тебе лежит ответственность за жизнь нескольких сотен человек.
Далее диспетчерам сообщается об отмене захода на посадку с в связи с возникшими проблемами с шасси. Самолет отправляется «наворачивать круги» в небе и пытаться устранить неполадку. Топлива на это точно хватит: каждое судно заправляют с запасом.
Если повторные попытки выпуска шасси тоже не дали свои плоды, пилот может воспользоваться аварийным рычагом красного цвета. Командир воздушного судна вытягивает его, поднимает вверх и поворачивает его несколько раз по часовой стрелке (в зависимости от модели самолета механизм может незначительно различаться). Это отключит гидравлическую систему и разблокирует стойки шасси, тогда они автоматически смогут выпасть из отсеком под собственной тяжестью.
Как правило, в 99 случаях из 100 проблема решается на данном этапе. Но если вообще ничего не сработало, то сажать самолет придется «на брюхо» — в истории немало таких случаев. И чтобы минимизировать риск возгорания от слишком сильного трения о землю, судно будет кружить в воздухе до тех пор, пока не истратится практически весь запас топлива.
Посадка на «живот» мягкой вряд ли получится: в любом случае некоторые нижние части самолета будут повреждены. Выполняется она с предельной точностью и концентрацией пилотов, они должны держать машину как можно более прямолинейно при поддержании достаточной скорости полета для сохранения контроля над ним. В это время на ВПП уже подоспеют пожарные машины на случай, если при стыке с землей полетят большие искры.
Да, звучит это все крайне неприятно и очень опасно. Тем не менее, такой вид аварийной посадки случается крайне редко и, если все же случается, то без печальных исходов.