Заменят друзей и сделают нас бессмертными: на что будут способны нейросети завтрашнего дня
ИИ-зима близко?
После небывалого хайпа вокруг генеративного ИИ все чаще звучат прогнозы о том, что «ИИ-пузырь» может вот-вот лопнуть — как это было с доткомами в конце 90-х-начале нулевых. Все это подогревается общим кризисом, падением акций IT-компаний на 30-40% и волной увольнений в big-tech, начиная с 2023 года.
Но, как и тогда, произойдет это далеко не сразу, как обвал мировых рынков в 2008-м, а постепенно. К тому же, речь идет о финансовом кризисе — а значит, больше всего пострадают инвесторы. И хотя в целом инвестиции в ИИ-рынок за последние пару лет сократились, стартапы в области генеративного ИИ по-прежнему проводят рекордные раунды. Вполне возможно, что кризис лишь очистит рынок от тех, кто пришел на волне хайпа и освободит путь для компаний с прорывными технологиями. Разорившиеся стартапы, в свою очередь, станут для них источником ценных кадров и точкой роста.
В итоге IT-сектор может восстановиться гораздо быстрее и выйти на новый пик: как и в случае с доткомами, когда уже в 2001-м Apple представила первый iPod, Google — прототип AdSense, а Netflix и Amazon были на пороге своего взлета. Это отчасти подтверждает и отчет за 2024 год, где отмечается растущий спрос на ИИ-технологии со стороны корпоративного сектора: в первую очередь, это касается genAI и робототехники. Особые надежды связывают с прикладным ИИ и индустриализацией машинного обучения: наряду с облачными и периферийными вычислениями, эти технологии уже на пороге зрелости и масштабирования.
Виртуальные друзья вместо обычных
СЕО стартапа Replica (приложение для создания ИИ-компаньонов) Евгения Куйда предрекает новую эру «ИИ-друзей», которые создают с человеком прочную эмоциональную связь. На CES в 2024 году ИИ-ассистенты тоже были в центре внимания. Правда, здесь речь идет не об эмоциональных партнерах, а о личных помощниках, которые берут на себя всю рутину: от покупки билетов и брони столика до консультаций по финансам и личной жизни. Google, Apple и Huawei внедряют ИИ-помощников в свои смартфоны, а Meta* использует звезд, чтобы они «подарили» виртуальным ассистентам свою внешность.
Пока что мы имеем дело лишь с отдельными историями, когда пользователи вовлекаются в эмоциональный диалог с чат-ботами или голосовыми помощниками. Но дело может зайти гораздо дальше: по мере «очеловечивания» нейросетей, люди захотят «встречаться» с ИИ-аватарами. Что-то подобное мы уже видели в фильме «Она», где герой влюбляется в голосового помощника и даже пытается строить с ней отношения.
Такой вариант развития событий выглядит особенно реалистичным сейчас, когда значительная часть нашей жизни проходит онлайн, а строить отношения с живыми людьми для новых поколений все сложнее. Особенно если вспомнить, с чего началась история стартапа Replika: его СЕО создала виртуальную копию умершего друга, которая могла вести диалог от его имени. А не так давно исследователи выяснили, что сервис помогает пользователям справляться с одиночеством в том числе и тем, кто не может найти друзей в новой среде.
Доживем до 1000?
Футуролог и техноевангелист Рэймонд Курцвейл в своей последней книге «Сингулярность все ближе» заявляет, что среди нас уже есть человек, который доживет до 1000 лет. И все благодаря биотехнологиям, в том числе на базе ИИ.
Главные перспективы Курцвейл видит в технологиях, которые позволят отключить в наших клетках механизм, из-за которого они накапливают всевозможные сбои во время размножения. Это позволит нашему организму оставаться молодым максимально долго и приблизит нас к бессмертию. Первым шагом на пути к этому, по мнению футуролога, станут прорывные биотехнологии 2050-х, которые помогут продлить жизнь до 150 лет. К тому времени ИИ будет играть ключевую роль в инновациях, а техническим решением проблемы старения могут стать нанороботы, постепенно заменяющие наши клетки и органы изнутри.
Звучит как фантастика, но подобные проекты уже существуют, хоть и без нанороботов. Один из них — российский стартап Gero, который использует большие языковые модели для поиска лекарств для борьбы со старением. Их цель — препараты, которые помогают организму бороться с тяжелыми заболеваниями, восстанавливать нейронные связи и формировать новые. С возрастом все эти процессы сходит на нет, и это напрямую влияет на продолжительность жизни.
В теории ИИ сможет помочь в борьбе с десятками тяжелейших болезней, которые пока остаются неизлечимыми. Сейчас на эти исследования уходят десятилетия и огромные ресурсы. Благодаря развитию LLM, они способны перебирать миллионы разных молекул и веществ, а также анализировать все научные публикации по теме в десятки раз быстрее и точнее, чем ученые. К примеру, прорывное открытие структуры сворачивания белка при помощи модели AlphaFold — первый шаг на пути к лечению смертельных заболеваний вроде муковисцидоза или мышечной дистрофии. А нейросети, способные редактировать геном человека, помогут справиться с Альцгеймером, аутизмом и другими генетическими болезнями.
Еще одно перспективное направление в этой области — персонализированная медицина: когда ИИ-сервисы собирают все данные о пациенте из медкарт, анализов и умных устройств, а затем подбирают индивидуальный план лечения и наиболее подходящие препараты. Поскольку в подобных открытиях заинтересованы и фармкомпании, и государство, то и приток инвестиций подобным разработкам обеспечен.
*Корпорация Meta признана экстремистской и запрещена в РФ.