Лазерные фары уходят: что не так с технологией, которая должна была «произвести революцию»
Главными действующими лицами в этой битве были Audi и BMW. Две компании устроили жесткое соревнование за право стать пионером. Появлялись новости одна оптимистичнее другой.
Баварцы не могли дать конкуренту единолично править бал. Но объективно инженеры BMW были чуть позади. Выручили маркетологи, придумавшие обходной маневр: BMW представила лимитированный тираж модели i8 с лазерными фарами. Это было проще, чем наладить полноценный серийный выпуск, но кто будет придираться? Все автомобильные журналы рассказали, что именно BMW первой начала продавать машины с лазерными фарами. Да, первой, но всего на неделю раньше Audi R8 LMX.
Как работают лазерные фары
В их основе лежат диодные лазеры, очень похожие на те, что применяются в проигрывателях дисков BlueRay, только более мощные. Лазер посылает высокочастотные импульсы на параболический рефлектор через сложную оптическую систему, меняющую направление луча. Лазер рисует развертку, как в старых телевизорах с лучевой трубкой.
Лазерные фары относятся к категории активного головного света. В комплексе с ними работают видеокамеры. Ориентируясь на них, лазеры высвечивают только нужные области, подсвечива пешеходов, препятствия и дорожные знаки, а в направлении встречных автомобилей не светят, чтобы не слепить их водителей. Красота!
Лазерные vs светодиодные
На момент их представления 10 лет назад лазерные фары били светодиодные по всем статьям. Они давали в два раза больший световой поток, при этом потребляли на 30% меньше энергии. Они высвечивали объекты на расстоянии более 600 метров.
При этом одной фаре требовался отражатель площадью всего 3 кв. см, при том, что светодиодным фарам того времени требовался отражатель в 3 раза больше – значит, фары могли стать более компактными.
Что пошло не так
Уже после того, как лазерная оптика заняла место в передках автомобилей, ей требовалось дальнейшее совершенствование. Однако Audi некстати пришлось резко сократить разработки новых технологий из-за «дизельгейта» – крупного скандала из-за нарушения норм выхлопов, в центре которого оказался ее родительский концерн Volkswagen, – и ей пришлось выплатить огромный штраф.
Потом начались неприятности на самом богатом американском рынке. Власти в Штатах потребовали, чтобы дальность лазеров была уменьшена с 650 до 250 метров из соображений безопасности для зрения. По американским требованиям, общий световой поток не должен превышать 150000 кандел, что почти в 3 раза меньше, чем по аналогичным требованиям в Европе.
Позднее американские нормы были переработаны, но для лазерной технологии было слишком поздно. Пока юристы Audi и BMW боролись с проблемами, в которых увязли фирмы, развитие матричных светодиодных фар ушло вперед. Можно сказать словами одного из топ-менеджеров баварской компании Андреаса Сурера: лазерные фары по-прежнему превосходят светодиодные в дальнобойности, но уступают им по точности распределения пучков света.
Лазерный свет тихо уходит
Обе компании тихо сворачивают направление, в которое когда-то ухлопали миллионы. Сейчас лазерные фары остались у BMW X7 и 4 Series GranCoupe, а у Audi на четырех моделях – Q8, A7, A5 и Q7. Уже следующее поколение BMW не будет иметь этой фишки.
Главная проблема в том, что лазерные фары в любом случае приходится комбинировать со светодиодными. Фары включаются на скорости около 60 км/ч. До того работают светодиодные. Поэтому дилемма стоит не как «лазер или светодиод», а как «лазер+светодиод или просто светодиод». Американский закон и дизельгейт лишь забили последние гвозди в гроб технологии, которая, судя по всему, и так была обречена.