Что будет, если самолет чиркнет хвостом о землю на взлете: смотрите внимательно
В том числе, и самая тяжелая катастрофа всех времен, когда на Тенерифе столкнулись два Boeing 747, включает удар хвостом о землю одного из авиалайнеров. В Википедии тейлстрайку посвящена отдельная страница.
Опасен не сам удар, а его последствия
Задев задней частью фюзеляжа о ВПП, самолет не получает катастрофических повреждений и чаще всего благополучно завершает полет. Неприятность в том, что после каждого такого случая приходится делать дорогостоящий ремонт и инспекцию, чтобы удостовериться, что в фюзеляже не появились опасные трещины, нет опасности разгерметизации салона. В истории бывали случаи, когда тейлстрайк давал о себе знать спустя долгое время после происшествия.
Как с этим борются
Тейлстрайк происходит по двум причинам: либо пилоты слишком резко задирают нос самолета на взлете, либо неправильно размещенный груз смещает центр тяжести всего самолета назад.
Поэтому главное «лекарство» – это инструктаж пилотов и аэродромные команды.
Понятно, что бывают ситуации, когда этого недостаточно. Вспомним опять катастрофу на Тенерифе: когда первый Boeing взлетал, он заметил, что на полосу заходит встречный авиалайнер. Пилоты взлетающего самолета резко задрали нос в отчаянной попытке уйти от столкновения, забыв все инструкции.
На этот случай самолеты оборудуют защитным устройством в хвосте. Это может быть небольшая дополнительная стойка фюзеляжа, как у Concorde и некоторых других самолетов, или лыжа. Приглядитесь: у самолета на заглавном фото тоже есть такая стойка.