Зевать запрещается: как работает система «Антисон» в метро
Мониторинг ведется автоматически и в режиме реального времени. Если камера зафиксирует то, что машинист зевает, закрывает глаза (подозрительно медленно моргает) или отвлекается на тот же телефон, то в кабине раздастся громкий звуковой сигнал, а видеозапись мгновенно отправится диспетчеру. Машиниста же сменят на ближайшей станции.
Но как быть, если не он не уснул, а потерял сознание? Звуковой сигнал его вряд ли приведет в чувства... В этом случае поезд сам остановится на станции. Автоматика настроена так, что состав самостоятельно встанет у знака остановки первого вагона. К тому моменту благодаря системе «Антисон» диспетчер уже будет знать, что машинисту плохо, и ему оперативно окажут помощь.
Может ли поезд сам остановиться в тоннеле
Бывают случаи, когда в силу разных причин нужно увеличить интервалы между поездами. Тогда светофоры загораются красным, и составы останавливаются перед ними в ожидании разрешающего сигнала. Но как быть, если машинист уснул или потерял сознание? Как остановить поезд в тоннеле? На этот случай тоже все предусмотрено: сработают автостопы, которыми оборудованы светофоры.
Когда светофор горит красным, автостоп находится в поднятом положении. Если поезд на него наезжает, он задевает срывной клапан на головном вагоне, и состав останавливается. То есть грубо говоря поезду ставится «подножка».
Однако не везде есть светофоры. На новых линиях их функцию выполняет система АЛС-АРС (автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости): машинист видит, с какой максимально допустимой скоростью он может двигаться на определенном участке пути, и в случае ее превышения автоматика сама остановит поезд.
Максимально допустимая скорость, с которой может ехать поезд, зависит от того, насколько далеко находится впереди идущий состав. А местоположение этого состава определяется с помощью сигнала, идущего по ходовым рельсам от одного поезда к другому. Компьютер его считывает, расшифровывает и выдает машинисту значение. То есть чем ближе впереди идущий поезд, тем меньше допустимая скорость следующего за ним. Как только расстояние станет критическим, поезд остановится автоматически.