Зачем нужны крылышки на трубе круизного лайнера, похожие на хвост кита

В наши дни практически все большие пассажирские корабли обзавелись этим странным устройством. Нет, они не улучшают мореходные качества. И нет, они не для красоты.
Зачем нужны крылышки на трубе круизного лайнера, похожие на хвост кита
Mason Piscitelli — Wikipedia
Дым на палубе – хроническая проблема в мореплавании.

Если ветер попутный, дым из трубы может буквально окутать судно сплошным облаком. И если на грузовых или военных кораблях с этим как-то мирятся, то для пассажирских это совершенно неприемлемо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бороться с этим явлением пробовали разными способами. Например, проектировали трубы так, чтобы они по форме напоминали сопло турбины авиалайнера. Из такой трубы газы выходят вверх с большой скоростью, поднимаясь высоко вверх и перемешиваясь с воздухом.

Однако такие трубы съедают часть мощности корабельного двигателя.

Крылышки на трубе оказались более эффективным решением. По сути, это дефлекторы дыма, перенаправляющие поток воздуха, чтобы отбросить поток дыма вверх и вбок от палубы.

лайнер France
France — первый морской лайнер с дефлекторами «китовый хвост» на трубах.
Nikolay Chekanov - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым кораблем, оснащенным таким устройством, стал гигантский трансатлантический лайнер «Франция», спущенная на воду в 1960 году. На момент постройки она была самым длинным, одним из самых крупных и технически продвинутых пассажирских судов в мире.

Кто придумал эти крылья

У современных лайнеров дефлекторы имеют несколько иную форму, нежели у «Франции». Их дизайн разработал Джо Фаркус, главный корабельный конструктор круизной компании Carnival. Долгие годы это решение оставалось фирменной фишкой ее кораблей.

труба круизного лайнера
Оригинальный дизайн дефлекторов, придуманный Джо Фаркусом.
Miss Shari - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позднее полезное решение переняли и другие кораблестроители. В просторечье их теперь называют «китовым хвостом».

А вы знали?

Интересно, что с проблемой дыма, попадающего в вагоны, в свое время столкнулись и железнодорожные инженеры, создававшие паровозы. Они решили ее с помощью дефлекторов на паровозах и еще одного необычного устройства. Как оно работало, Techinsider рассказывал здесь.