«Гениально!» Как работают системы борьбы с клаустрофобией в самых длинных тоннелях мира
Подобных мега-тоннелей в мире с годами все больше, а сами они все длиннее. В Дании полным ходом идет строительство самой длинной подводной трассы для водителей «Фехмарнбельт», а в Великобритании хотят связать Манчестер и Шеффилд подземным путем длиной почти 30 км.
Кто за то, чтобы на въезде в них ставить знак ↑ Царство Аида 3 км ? Если вам не смешно, то вы либо не знакомы с греческой мифологией, либо принадлежите к 5-12,5% людей, страдающих клаустрофобией.
Как борются с клаустрофобией
Строители Лердальского тоннеля в 2000 году одними из первых озаботились этой проблемой и включили психологов в команду проекта. По их рекомендациям, тоннель осветили синими и желтыми лампами (см. фото выше). Специалисты по душам уверяют, что такой свет вызывает ассоциации с рассветом, повышают внимание, делает путешествие приятнее и, что главное, подавляет приступы клаустрофобии.
Кроме этого, через каждые 6 км в тоннелях сделаны расширения-пещеры, освещенные подобным образом, чтобы сделать поездку через тоннель менее однообразной и дать психике отдохнуть от ощущения ограниченного пространства.
Подобным образом поступили строители 18-километрового Чжуннаньшаньского тоннеля в КНР. В нем установлены проекторы, создающие на потолке изображение облаков, и расставили вдоль дороги искусственные пальмы.
Сейчас опыт обоих проектов изучают британские инженеры, ведущие подготовку к строительству тоннеля Манчестер-Шеффилд. Возможно, они предложат что-то еще более интересное.