К середине 21 века круизные корабли станут в 8 раз больше «Титаника»: чего боятся эксперты
Новейший лайнер Icon of the Seas (на фото выше) снова поднял планку размеров. Он был построен по заказу Royal Caribbean в Финляндии и спущен на воду только в январе этого года. В длину этот левиафан достигает 365 метров и может взять на борт 10 000 пассажиров – примерно в 4 раза больше, чем «Титаник». В высоту он как 20-этажный дом, на борту есть 40 ресторанов, 7 бассейнов, театр и даже парк.
Морские круизы все популярнее
Число лайнеров с 1970 года выросло в 20 раз, а сами потомки «Титаника» – это настоящие акселераты мира машин. Icon of the Seas лишь первый среди равных – в мире есть десятки кораблей подобного размера. Если так пойдет и дальше, к 2050 году средний лайнер станет в 8 раз больше пресловутого «Титаника», предупреждает экологическая организация Transport&Environment.
Что беспокоит экспертов
Проблема не в безопасности, хотя крушение любого из этих кораблей затмило бы катастрофу «Титаника».
К счастью, безопасность лайнеров значительно выросла. Как ни жаль, климатический ущерб – тоже. Проблема в том, что расход энергии в таких круизах на пассажирскую душу выше, чем в любом другом виде туризма, особенно учитывая, что к порту отправления из дма люди обычно летят самолетом, говорит Стефан Гёсслинг, профессор Университета Линнея в Швеции.
Корабли становятся экономичнее, но не экологичнее
Чем крупнее судно, тем круиз выходит дешевле в пересчете на пассажира. Сами корабли при этом становятся экономичнее – если верить Международная ассоциация круизных линий (Clia), то расход топлива лайнерами «на пассажирскую душу» стал меньше на 16% за последние пять лет.
Но количество судов и их размер растут так быстро, что общие выбросы растут. В наши дни в круизы ежегодно отправляется 35 миллионов человек – как если бы все жители Шанхая и половина Пекина разом захотели переехать за океан.
Чтобы уменьшить выбросы углекислого газа, владельцы круизных флотов переводят корабли с мазута на метан. Углекислого газа стало меньше, однако при этом выросли выбросы метана, парникового газа в 20 раз более сильного.
Города отказываются принимать плавучие города
Заметно, что власти европейских городов начали уставать от наплыва этих лайнеров. Барселона периодически закрывает свой порт для туристов, пишет Guardian. В периоды, когда на берег сойти все же можно, с пассажиров берут пошлину за выход в город.
Амстердам и вовсе закрыл свой центральный круизный терминал.
Венеция тоже запрещает этим монстрам входить в свою многострадальную лагуну.
Что делать с «крузиллами»
Решения предлагаются разные. Наиболее радикальные эко-активисты ратуют за полный запрет на круизные теплоходы и частные суперяхты. Вряд ли от такого запрета станет лучше – скорее всего, туристические компании найдут лазейки, ведь спрос на океанские круизы сохраняется.
Более логично обязать круизные компании переводить свой флот на возобновляемые источники энергии. Вряд ли это будут аккумуляторы и электромоторы, поскольку аккумуляторы не обеспечивают достаточную дальность хода. Но корабельные двигатели могут работать на аммиаке, водороде или биотопливе.
Экономисты рекомендуют вводить экологический налог на такие путешествия, а вырученные средства передавать бедным странам, которые сильнее всего страдают от изменений климата.
Нам в Techinsider больше всего нравится идея с «зеленым топливом», и не только потому, что мы про технику. Вдумайтесь: если бы круизная отрасль перешла на чистое топливо, она этим шагом стимулировала бы массовое производство такого топлива и ускорила отказ от нефти и природного газа.
Что думаете?