Ту-104 против De Havilland Comet: чем похожи судьбы двух первых реактивных авиалайнеров
«Комета» была первой. Авиаконструкторы de Havilland начали работать над ней в 1946 году, а уже в 1949-м авиалайнер совершил свой первый полет, а 3 годами позже начал выполнять рейсы между Великобританией и ЮАР.
ОКБ Туполев начало работу над советским первенцем лишь в 1950-м. Сначала неофициально, как перспективный мирный вариант разрабатываемого бомбардировщика Ту-16. Лишь в 1954-м правительство выдало КБ официальное задание. Поскольку чертежи к этому времени были готовы, самолет приготовили к первому полету быстро: в 1955-м он совершил первый полет, а уже в 1956-м Никита Хрущев совершил на нем памятный визит в Лондон.
К тому времени полеты Comet временно прекратились из-за выявившихся проблем с прочностью фюзеляжа, из-за которых одна за другой произошли три катастрофы. В то время, пока британцы работали над исправлением ошибок, Ту-104 оставался единственным реактивным самолетом мира вплоть до 1958 года, когда Boeing представил свою модель 707.
Похожий, но не копия
Внешне два авиалайнера похожи из-за одинаковой аэродинамической схемы с двигателями в корневой части крыла. Вряд ли советские конструкторы «списали» это решение с зарубежной машины – скорее, это было общее модное веяние на заре реактивной авиации.
Это было общей ошибкой. После начала рейсов Comet и Ту-104 вскрылись некоторые недостатки такой схемы, и все авиастроители мира отказались от нее, так что она стала уникальной чертой двух авиалайнеров в нашей истории.
У Ту-104 есть еще две черты, которые говорят против версии о копировании – отдельная кабина штурмана в носу и тормозной парашют. Обе детали он унаследовал от бомбардировщика, и они вызывали немало удивления и шуток на Западе.
Пассажирский салон: перегнули с комфортом
А вот во внутреннем убранстве наши разработчики точно ориентировались на английскую машину. Салон Comet был обустроен просторно и роскошно, поэтому довольно крупная машина несла всего 36 пассажиров. Большие квадратные иллюминаторы делали салон очень светлым.
По его образцу, и Ту-104 поначалу оборудовали с большим комфортом на 50 мест, отделав деревом, медью и кружевами. Однако конструкторы просчитались: это делало перевозки нерентабельными, и по требованиям «Аэрофлота» убранство стали постепенно упрощать и уплотнять. В результате вместимость последних «тушек» увеличилась вдвое.
Примечательно, что и de Havilland двигалась в том же направлении. По требованиям авиакомпаний, вместимость салона стали увеличивать, так что последние Comet с удлиненным фюзеляжем имели уже 78 мест.
Туполевцы хотели также скопировать квадратные иллюминаторы Comet, однако затем отказались – именно эти несчастные окна стали одной из главных причин катастроф английской машины. Поэтому уже первый Ту-104 получил круглые окошки.
Разными судьбами
До сих пор истории двух самолетов были довольно похожи, но затем они разошлись.
Первенец советской авиации, Ту-104 оказался опасным и неустойчивым самолетом, из-за чего около 10% этих машин погибли в авиакатастрофах, а пассажиры жаловались на шумность из-за двигателей, установленных вплотную к салону. Их век в гражданской авиации был коротким: уже в 1981 году самолет этого типа в последний раз взлетел с пассажирами, а начиная с 1988-го, эти самолеты перестали летать совсем. Всего было сделано 205 экземпляров.
Тираж De Havilland Comet оказался еще меньше, всего 115 единиц. Несмотря на это, его судьба была более счастливой. В 1958 году производство Comet возобновилось после исправления конструктивных просчетов. Вопреки испорченной репутации и появлению опасного конкурента Boeing 707, «Кометы» успели стать первыми реактивными авиалайнерами на трансатлантических рейсах. Эксплуатация их в гражданской авиации продолжалась также до 1981 года, причем в последние годы они были очень популярны у пассажиров чартерных рейсов. Пилоты ценили их за хорошую управляемость.
А морской патрульный самолет Hawker Siddeley Nimrod, созданный на базе Comet, британские военные использовали еще на 20 лет дольше.