Ту-104 против De Havilland Comet: чем похожи судьбы двух первых реактивных авиалайнеров

Конструкторы советской и британской машины во многом пошли схожими путями, не имея опыта создания гражданских реактивных самолетов. Но пришли к совершенно разным результатам.
Ту-104 против De Havilland Comet: чем похожи судьбы двух первых реактивных авиалайнеров
Lars Söderström — Wikipedia
Содержание статьи

«Комета» была первой. Авиаконструкторы de Havilland начали работать над ней в 1946 году, а уже в 1949-м авиалайнер совершил свой первый полет, а 3 годами позже начал выполнять рейсы между Великобританией и ЮАР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
De Havilland Comet image
De Havilland Comet
Ralf Manteufel - Wikipedia

ОКБ Туполев начало работу над советским первенцем лишь в 1950-м. Сначала неофициально, как перспективный мирный вариант разрабатываемого бомбардировщика Ту-16. Лишь в 1954-м правительство выдало КБ официальное задание. Поскольку чертежи к этому времени были готовы, самолет приготовили к первому полету быстро: в 1955-м он совершил первый полет, а уже в 1956-м Никита Хрущев совершил на нем памятный визит в Лондон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому времени полеты Comet временно прекратились из-за выявившихся проблем с прочностью фюзеляжа, из-за которых одна за другой произошли три катастрофы. В то время, пока британцы работали над исправлением ошибок, Ту-104 оставался единственным реактивным самолетом мира вплоть до 1958 года, когда Boeing представил свою модель 707.

Вот почему наш самолет часто называют первым реактивным авиалайнером мира.

Похожий, но не копия

Внешне два авиалайнера похожи из-за одинаковой аэродинамической схемы с двигателями в корневой части крыла. Вряд ли советские конструкторы «списали» это решение с зарубежной машины – скорее, это было общее модное веяние на заре реактивной авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Avro Canada C102 Jetliner
Любопытно, что между Comet и нашей «тушкой» в историю вписался еще один авиалайнер такой компоновки. Канадский Avro Canada C102 Jetliner поднялся в небо всего на 2 недели позже Comet, но в серию не пошел.
SDASM Archives

Это было общей ошибкой. После начала рейсов Comet и Ту-104 вскрылись некоторые недостатки такой схемы, и все авиастроители мира отказались от нее, так что она стала уникальной чертой двух авиалайнеров в нашей истории.

de Havilland Comet
Het brein - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Ту-104 есть еще две черты, которые говорят против версии о копировании – отдельная кабина штурмана в носу и тормозной парашют. Обе детали он унаследовал от бомбардировщика, и они вызывали немало удивления и шуток на Западе.

Пассажирский салон: перегнули с комфортом

А вот во внутреннем убранстве наши разработчики точно ориентировались на английскую машину. Салон Comet был обустроен просторно и роскошно, поэтому довольно крупная машина несла всего 36 пассажиров. Большие квадратные иллюминаторы делали салон очень светлым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По его образцу, и Ту-104 поначалу оборудовали с большим комфортом на 50 мест, отделав деревом, медью и кружевами. Однако конструкторы просчитались: это делало перевозки нерентабельными, и по требованиям «Аэрофлота» убранство стали постепенно упрощать и уплотнять. В результате вместимость последних «тушек» увеличилась вдвое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примечательно, что и de Havilland двигалась в том же направлении. По требованиям авиакомпаний, вместимость салона стали увеличивать, так что последние Comet с удлиненным фюзеляжем имели уже 78 мест.

Салон одной из поздних самолетов Comet.
Салон одной из поздних Comet.
Ad Meskens - Wikipedia
Салон самолета Ту-104
Салон Ту-104
Dmitry Avdeev - Wikipedia

Туполевцы хотели также скопировать квадратные иллюминаторы Comet, однако затем отказались – именно эти несчастные окна стали одной из главных причин катастроф английской машины. Поэтому уже первый Ту-104 получил круглые окошки.

Разными судьбами

До сих пор истории двух самолетов были довольно похожи, но затем они разошлись.

Первенец советской авиации, Ту-104 оказался опасным и неустойчивым самолетом, из-за чего около 10% этих машин погибли в авиакатастрофах, а пассажиры жаловались на шумность из-за двигателей, установленных вплотную к салону. Их век в гражданской авиации был коротким: уже в 1981 году самолет этого типа в последний раз взлетел с пассажирами, а начиная с 1988-го, эти самолеты перестали летать совсем. Всего было сделано 205 экземпляров.

Тираж De Havilland Comet оказался еще меньше, всего 115 единиц. Несмотря на это, его судьба была более счастливой. В 1958 году производство Comet возобновилось после исправления конструктивных просчетов. Вопреки испорченной репутации и появлению опасного конкурента Boeing 707, «Кометы» успели стать первыми реактивными авиалайнерами на трансатлантических рейсах. Эксплуатация их в гражданской авиации продолжалась также до 1981 года, причем в последние годы они были очень популярны у пассажиров чартерных рейсов. Пилоты ценили их за хорошую управляемость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А морской патрульный самолет Hawker Siddeley Nimrod, созданный на базе Comet, британские военные использовали еще на 20 лет дольше.