Город под землей: как строилось Московское метро
Идея построить подземную железную дорогу для жителей Москвы возникла еще задолго до того, как открылась первая линия метро: в 1875 году властями активно обсуждалась мысль соединить Курский вокзал с Марьиной Рощей через Лубянскую и Трубную площади. Однако до реализации планов так и не дошло — по слухам, этому активно препятствовала Церковь, которая признавала подземные тоннели прямой дорогой в Преисподнюю. Официальная же версия гласила, что такой вид транспорта просто напросто признали экономически нецелесообразным.
Спустя четверть века к мысли проложить железнодорожные пути под землей вновь вернулись из-за увеличения числа населения.
Первые проекты строительства Московского метрополитена
Начало XIX века. Количество жителей Москвы превысило отметку в миллион человек. Привычный гужевой транспорт уже не справлялся с такими нагрузками, а новая линия электрического трамвая ситуацию никак не облегчила.
Нужно было срочно что-то предпринимать, и тогда на стол Московской городской думы некто (на сегодняшний день личность этого человека, к сожалению, не установлена) положил проект метро. Правда, оно было не подземным, а наземным — видимо, чтобы удовлетворить потребности Церкви. Предполагалось построить закольцованную железнодорожную магистраль по всей длине Камер-Коллежского вала. Однако правительство идею не поддержало — видите ли, это могло бы подпортить исторический облик города.
Спустя год все на том же столе появились новые бумажки: инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили соединить железнодорожными путями Замоскворечье с Тверской заставой, причем под землей должна была оказаться лишь часть из них (16 км против 67 км над землей). Подготовились они настолько тщательно, что даже примерную смету составили: на все про все просили 155 млн рублей. Однако авторы и этого проекта получили от ворот поворот.
Причин для отказа было несколько (да, дело не только в баснословных суммах). Во-первых, город изначально не получал бы никакого дохода от работы этого общественного транспорта. Он, скорее, приносил бы лишь убытки: подразумевалось, что власти смогут получить свою долю, только когда количество пассажиров превысит 100 миллионов человек. Во-вторых, для строительства эстакад и подземных линий потребовалось бы сносить жилые дома и расширять кривые улочки города. В то время это не представлялось возможным. Ну и в-третьих, многие трамвайные предприятия выступали категорически против открытия метро, поскольку они понимали, что это может лишить их и клиентов, и денег.
Идею создания «подземки» отложили в долгий ящик, и достали в 1912 году — кстати, уже известный нам Кнорре. Согласно новому проекту, под землей нужно было строить не железную дорогу, а трамвайную линию вдоль Лубянского проезда к Ильинским воротам и Красной площади.
Городской думе вновь что-то не понравилась, и она решила разработать свой план строительства подземной железнодорожной линии. Он вышел в 1913 году и включал в себя три ветки: Таганско-Тверскую, Арбатско-Мясницкую и Виндавско-Замоскворецкую. Естественно, проект был утвержден. Начать строительство планировалось в 1914 году, а закончить — в 1920.
Стройматериалы подготовлены, возведение первого депо уже вот-вот закончится. Но тут началась Первая Мировая война и остановила все начатые процессы.
Как строилось столичное метро
В год окончания войны — 1918 — столицу СССР перенесли в Москву. Тогда о развитии транспортного сообщения города начали говорить уже на государственном уровне. Поэтому разработка новой концепции метро была поручена созданному недавно Управлению Московских Городских Железных Дорог. Там решили заказать проект у немцев: те размахнулись и предложили Москве построить аж 86 станций, соединенных 80 километровой подземной линией. Но денег на реализацию найдено не было. Управление доработало проект, но спешить начинать строительство никто не хотел.
В 1931 году убедить власти в необходимости немедленного создания нового вида общественного транспорта вызвался первый секретарь Московского горкома и Московского обкома Лазарь Каганович. Так что при ответе на вопрос «кто построил столичное метро» можно смело называть его имя. Тем более что сам метрополитен носил его с 1935 по 1955 годы.
Задача стояла сложная — никто ранее не рыл длинные тоннели под городом и уж тем более не прокладывал в них железнодорожные пути. Но, как известно, глаза боятся, а руки делают: 10 декабря 1931 года неподалеку от дома №13 на улице Русаковской семь рабочих принялись копать.
Спустя месяц работа прямо-таки кипела: на всем участке линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (ныне — станция метро «Кропоткинская») в поте лица трудились сотни людей. Изначально предполагалась строить метро на небольшой глубине, но тогда пришлось бы изрыть весь город. Рыть глубже предложил молодой инженер Вениамин Маковский, а идею поддержал Каганович и сам товарищ Сталин.
В силу сложности проекта и отсутствия опыта работы велись очень медленно, постоянно совершались какие-то ошибки. Но все изменилось в 1934 году, когда советские власти приобрели для этого дела проходческий щит у англичан, а затем по его образцу собрали еще один уже полностью отечественного производства.
В течение года при помощи этих машин удалось завершить строительство метро, и 15 октября 1934 года на первую подземную линию выехал первый поезд.
На завершение монтажных работ и подготовку метро к приемы первых пассажиров ушло еще семь месяцев. В 1935 году в центре города можно было увидеть 13 красных букв М — символ Московского метрополитена, — они были выполнены по эскизам архитектора Ивана Таранова.
«Подземка» произвела настоящий фурор, поэтому в течение следующих трех лет открылись еще девять станций. Примечательно, что строительство проходило под лозунгом «Создадим дворец для народа!», вот почему наиболее старые станции отличаются торжественностью архитектуры.