Город под землей: как строилось Московское метро

На сегодняшний день столичное метро насчитывает около 400 станций. Каждая из них отличается не только по дизайну, но и ритму жизни проживающих людей. А началось все с одной линии протяженностью всего девять километров...
Город под землей: как строилось Московское метро
mos.ru
Московский метрополитен принял своих первых пассажиров 15 мая 1935 года.

Идея построить подземную железную дорогу для жителей Москвы возникла еще задолго до того, как открылась первая линия метро: в 1875 году властями активно обсуждалась мысль соединить Курский вокзал с Марьиной Рощей через Лубянскую и Трубную площади. Однако до реализации планов так и не дошло — по слухам, этому активно препятствовала Церковь, которая признавала подземные тоннели прямой дорогой в Преисподнюю. Официальная же версия гласила, что такой вид транспорта просто напросто признали экономически нецелесообразным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя четверть века к мысли проложить железнодорожные пути под землей вновь вернулись из-за увеличения числа населения.

Первые проекты строительства Московского метрополитена

Начало XIX века. Количество жителей Москвы превысило отметку в миллион человек. Привычный гужевой транспорт уже не справлялся с такими нагрузками, а новая линия электрического трамвая ситуацию никак не облегчила.

Нужно было срочно что-то предпринимать, и тогда на стол Московской городской думы некто (на сегодняшний день личность этого человека, к сожалению, не установлена) положил проект метро. Правда, оно было не подземным, а наземным — видимо, чтобы удовлетворить потребности Церкви. Предполагалось построить закольцованную железнодорожную магистраль по всей длине Камер-Коллежского вала. Однако правительство идею не поддержало — видите ли, это могло бы подпортить исторический облик города.

Кстати, про «метрополитен»...

Это название происходит от греческого слова, «metropolis», что переводится как «город-мать» или «столица». Считается, что первыми так назвали свой подземный транспорт французы, когда открыли свое метро в 1900 году.

Спустя год все на том же столе появились новые бумажки: инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили соединить железнодорожными путями Замоскворечье с Тверской заставой, причем под землей должна была оказаться лишь часть из них (16 км против 67 км над землей). Подготовились они настолько тщательно, что даже примерную смету составили: на все про все просили 155 млн рублей. Однако авторы и этого проекта получили от ворот поворот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Один из первых проектов метро Москвы
Один из первых проектов метро Москвы предполагал строительство эстакад прямо на Красной площади
Wikipedia

Причин для отказа было несколько (да, дело не только в баснословных суммах). Во-первых, город изначально не получал бы никакого дохода от работы этого общественного транспорта. Он, скорее, приносил бы лишь убытки: подразумевалось, что власти смогут получить свою долю, только когда количество пассажиров превысит 100 миллионов человек. Во-вторых, для строительства эстакад и подземных линий потребовалось бы сносить жилые дома и расширять кривые улочки города. В то время это не представлялось возможным. Ну и в-третьих, многие трамвайные предприятия выступали категорически против открытия метро, поскольку они понимали, что это может лишить их и клиентов, и денег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идею создания «подземки» отложили в долгий ящик, и достали в 1912 году — кстати, уже известный нам Кнорре. Согласно новому проекту, под землей нужно было строить не железную дорогу, а трамвайную линию вдоль Лубянского проезда к Ильинским воротам и Красной площади.

Городской думе вновь что-то не понравилась, и она решила разработать свой план строительства подземной железнодорожной линии. Он вышел в 1913 году и включал в себя три ветки: Таганско-Тверскую, Арбатско-Мясницкую и Виндавско-Замоскворецкую. Естественно, проект был утвержден. Начать строительство планировалось в 1914 году, а закончить — в 1920.

Стройматериалы подготовлены, возведение первого депо уже вот-вот закончится. Но тут началась Первая Мировая война и остановила все начатые процессы.

Как строилось столичное метро

В год окончания войны — 1918 — столицу СССР перенесли в Москву. Тогда о развитии транспортного сообщения города начали говорить уже на государственном уровне. Поэтому разработка новой концепции метро была поручена созданному недавно Управлению Московских Городских Железных Дорог. Там решили заказать проект у немцев: те размахнулись и предложили Москве построить аж 86 станций, соединенных 80 километровой подземной линией. Но денег на реализацию найдено не было. Управление доработало проект, но спешить начинать строительство никто не хотел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1931 году убедить власти в необходимости немедленного создания нового вида общественного транспорта вызвался первый секретарь Московского горкома и Московского обкома Лазарь Каганович. Так что при ответе на вопрос «кто построил столичное метро» можно смело называть его имя. Тем более что сам метрополитен носил его с 1935 по 1955 годы.

Портрет Лазаря Кагановича
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задача стояла сложная — никто ранее не рыл длинные тоннели под городом и уж тем более не прокладывал в них железнодорожные пути. Но, как известно, глаза боятся, а руки делают: 10 декабря 1931 года неподалеку от дома №13 на улице Русаковской семь рабочих принялись копать.

«...мы очень слабо представляли себе, как это будет, были довольно наивны и смотрели на это как на нечто чуть ли не сверхъестественное. Сейчас гораздо проще смотрят на полеты в космос, чем мы тогда — на строительство в Москве метрополитена. Но ведь тогда было другое время, и с этим надо считаться»
из мемуаров Лазаря Кагановича

Спустя месяц работа прямо-таки кипела: на всем участке линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (ныне — станция метро «Кропоткинская») в поте лица трудились сотни людей. Изначально предполагалась строить метро на небольшой глубине, но тогда пришлось бы изрыть весь город. Рыть глубже предложил молодой инженер Вениамин Маковский, а идею поддержал Каганович и сам товарищ Сталин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ход строительства Московского метрополитена
Ход строительства Московского метрополитена
Wikipedia

В силу сложности проекта и отсутствия опыта работы велись очень медленно, постоянно совершались какие-то ошибки. Но все изменилось в 1934 году, когда советские власти приобрели для этого дела проходческий щит у англичан, а затем по его образцу собрали еще один уже полностью отечественного производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение года при помощи этих машин удалось завершить строительство метро, и 15 октября 1934 года на первую подземную линию выехал первый поезд.

Проходческий щит
Так выглядит проходческий щит, который используют сегодня для строительства новых станций метро
Соцсети

На завершение монтажных работ и подготовку метро к приемы первых пассажиров ушло еще семь месяцев. В 1935 году в центре города можно было увидеть 13 красных букв М — символ Московского метрополитена, — они были выполнены по эскизам архитектора Ивана Таранова.

«Подземка» произвела настоящий фурор, поэтому в течение следующих трех лет открылись еще девять станций. Примечательно, что строительство проходило под лозунгом «Создадим дворец для народа!», вот почему наиболее старые станции отличаются торжественностью архитектуры.