Локомотив для Золотой Орды: почему советский тепловоз ТЭ2 с ностальгией помнят в Средней Азии

В свое время он стал первым крупносерийным тепловозом, выпущенным в СССР. В наши дни его чтят в Монголии, а отечественные железнодорожники окрестили его «Монголкой».
Локомотив для Золотой Орды: почему советский тепловоз ТЭ2 с ностальгией помнят в Средней Азии
Ivanzar250 — Wikipedia
Всю первую половину 20 века на дорогах СССР доминировали паровозы. После Великой Отечественной войны железные дороги стали готовить переход на дизельные локомотивы, как более перспективные.

В 1940-е годы на Харьковском машиностроительном заводе разработали две машины: односекционный шестиосный ТЭ1 и необычный для нашей страны двухсекционный ТЭ2.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно ТЭ2 оказался более удачным. Благодаря тому, что его разбили на две секции, каждая о четырех осях, он получился более легким, удобным в работе и при этом очень тяговитым. Впервые конструкторы придали локомотиву вагонную компоновку, с кабинами в передках секций. С тех пор, практически все советские магистральные тепловозы и электровозы создавались по этой схеме – многосекционные, с кузовами вагонной компоновки.

первый тепловоз ТЭ2
Первый экземпляр ТЭ2.
Trainpix
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему «Монголка»

Первыми новые тепловозы получили те железнодорожники, что работали в республиках Средней Азии и возили составы в Монголию и Китай, ближайших дальневосточных соседов СССР. Именно здесь от паровозов хотели отказаться в первую очередь, потому что паровые машины требовали много воды, а вода в этих районах в большом дефиците.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем и другие железные дороги начали получать тепловозы. И хотя ТЭ2, по сути, были «украинками», поскольку делали их в Харькове, их часто называли «Монголками», потому что первые машины этой серии водили составы из Азии под управлением узкоглазых машинистов.

Монгольский экземпляр ТЭ2 на постаменте в Улан-Баторе.
Монгольский экземпляр ТЭ2 на постаменте в Улан-Баторе, с портретом Сталина вместе звезды на передке.
avatarr8 - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В наши дни в Улан-Баторе бережно хранят последний монгольский локомотив этого типа, выкатывая по праздничным дням.