Что безопаснее, вертолет или самолет: 9 из 10, что вы ошибетесь
Сухая статистика говорит, что вертолеты в среднем безопаснее, чем самолеты сравнимого размера и назначения. Например, в Северной Америке с 2018 по 2022 г. смертельные крушения самолетов происходили в среднем 0,88 раза на 100 000 часов полета. Аварии вертолетов происходят чуть реже, 0,77 случая. Исключение составляет только «большая» авиация – для реактивных авиалайнеров этот показатель в разы ниже.
4 причины безопасности вертолетов
В 1920-х годах в небо поднялись первые винтокрылые машины – автожиры, предтечи вертолетов. В те времена штопор был настоящим бичом авиации – ситуация, когда самолет теряет скорость, органы управления перестают работать и он падает вниз.
Авторотация
Автожиры штопора не боятся благодаря явлению авторотации, объясняет Эдвард Смит, директор Центра изучения лучших практик полетов с вертикальным взлетом Пенсильвании. Когда аппарат с несущим винтом начинает снижаться, набегающий снизу поток воздуха раскручивает винт и на нем возникает подъемная сила. Даже при поломке двигателя автожир на авторотации может приземлиться мягко, как на парашюте.
Когда в середине 20 века появились вертолеты, они тоже обладали этим свойством.
Техника
Одного этого преимущества, конечно, недостаточно, чтобы сделать вертолет по-настоящему надежной машиной. За долгие годы производителям вертолетов пришлось еще и много поработать над созданием достаточно надежных узлов. В общей авиации действуют довольно строгие требования к качеству деталей и материалов, а в вертолетостроении они еще более высокие, с целью компенсировать капризность, свойственную этим архисложным машинам.
Обучение
Чтобы понять третью причину, нужно знать, как готовят экипажи винтокрылых аппаратов. В мировой практике летных школ принято, чтобы вертолетчики сначала полетали на обычном самолете, в упрощенных условиях, и лишь затем осваивали вертолет. В сумме, обучение длится дольше.
То же касается аэродромных техников. Более того, в вертолетной авиации до сих пор сохранилась практика, когда в экипаж входит бортмеханик – в то время как владельцы самолетов давно исключили эту должность из состава экипажа.
Авионика
Наконец, есть и четвертая причина – авионика, помогающая пилоту справиться со сложностями управления. Для современных вертолетов обязательными считаются многие системы, которые не найти в небольших самолетах – например, топографические радары и лазерные дальномеры, помогающие избежать столкновения с холмами, зданиями и деревьями. Системы адаптивного управления компенсируют изменение веса машины, когда она берет на борт тяжелый груз, порывы ветра и другие опасные факторы.
Почему нам кажется, что вертолеты более опасны
Тот факт, что за безопасностью вертолетов следят более пристально, сыграла с ними злую шутку, считает Смит.
Из-за высокой сложности винтокрылых машин и строгих требований полеты на них значительно более дорогие, чем на самолетах. Прибавьте к этому маленькую вместимость – неудивительно, что пассажирами вертолетов часто оказываются крупные бизнесмены, политики и кинозвезды. А значит, каждый случай крушения привлекает к себе большое внимание. Вспомните хотя бы недавнюю гибель президента Ирана Ибрахима Раиси в результате крушения вертолета Bell 212.
Хотя эволюция делает винтокрылые машины все надежнее, они время от времени продолжают падать. Главная причина – человеческий фактор, иначе говоря, техническая культура. Если в том или ином краю света пилоты и механики ответственно относятся к своей работе, это играет в плюс для безопасности, а если спустя рукава, то в минус. Впрочем, то же самое верно и для самолетов, и для автомобилей, не правда ли?