Как «Метро» стало метро: комическая история появления парижской подземки

Французы задумались о строительстве подземной железной дороги чуть ли не раньше, чем англичане. А потом больше полувека медлили: мешала, как ни странно, чисто французская любовь к свободе.
Как «Метро» стало метро: комическая история появления парижской подземки
Smiley.toerist — Wikipedia
Сегодня Парижскому метрополитену исполняется 124 года: оно открылось 19 июля 1900 года во время Всемирной выставки в Париже.

Метро Лондона к этому времени работало уже почти 40 лет. Иронично, что французы задумались о строительстве подземки чуть ли не раньше англичан. Еще в 1845 году муниципалитет столицы и национальные правительство заговорили о ее необходимости – Париж уже тогда задыхался в пробках из пешеходов и омнибусов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Война противников и сторонников

Однако затем началось то, чем французы славились со времен Великой Французской революции: бесконечные споры.

Поначалу правительство предложило продлить междугородные железные дороги в центр города. Однако парижане резко воспротивились этой идее, опасаясь, что власти смогут шантажировать город, используя транспортную систему. Возник клинч между мэрией и национальным правительством.

Другая группа недовольных горожан опасалась, что центр Парижа захлестнет волна преступлений, если связать его с бедными окраинами единой транспортной системой.

Строительство станции Шевальре метро парижа
Строительство станции Шевальре.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри инженерного сообщества шел собственный спор о том, должна ли железная дорога быть подземной или надземной.

Свою лепту в споры о подземке внесли даже такие великие французы, как Виктор Гюго и Ги де Мопассан. Участвовало в них и Общество Гюстава Эйфеля, создателя Эйфелевой башни.

Мирный договор

Лишь в последней четверти 19 века, устав от многолетнего противостояния, стороны начали искать компромиссы.

Идея с надземкой отпала первой: подсчеты показали, что покупка земли под эстакаду влетела бы муниципалитету в копеечку.

Чтобы успокоить тех, кто опасался жителей трущоб, муниципалитет пообещал, что продлит линии только до внутренних пригородов Париже, относительно безопасных.

Поезд метро Парижа
Обычный поезд не поместится в тоннель метро.
Kevin.B - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым трудным был вопрос сохранения независимого статуса Парижа. Инженеры, работавшие с муниципалитетом, разработали целую систему препятствий к национализации подземки. Жан-Баптист Берлье, создатель парижской системы пневматической почты, предложил для будущего метро отдельный стандарт рельсовой колеи шириной 1300 мм, ýже общеевропейской колеи 1435 мм. Другие специалисты предложили уменьшить ширину туннелей, чтобы в них не могли войти обычные железнодорожные вагоны и локомотивы. Городские поезда должны были ходить не по левой колее, как пригородные, а по правой.

Сдавшись упорству парижан, национальное правительство пообещало, что железнодорожные компании не будут покушаться на город. В качестве встречного жеста доброй воли Париж согласился не вводить особую колею. Однако недоверчивые горожане все-таки оставили остальные технические отличия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Передовое и отсталое одновременно

В конце 19 века техническая мышление в Европе было уже достаточно развито, чтобы сразу заложить в проект парижской подземки систему из девяти линий, в то время как лондонское метро начиналось как единственная линия – о расширении системы тогда не задумывались.

строительство туннелей метро Парижа
Wikipedia

Метро хотели открыть к выставке 1900 года. Времени оставалось совсем мало, и начальник стройки, талантливый инженер Фульгенс Беньвенюэ, принял смелое решение: отказаться от проходческих щитов и укладывать тоннели открытым способом, выкапывая под них траншею на улице, а затем засыпая их землей. Беньвенюэ разработал прогрессивный метод, позволявший быстро возвращать мостовую на место, сохраняя ее первозданный вид.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот идея легкого доступа на станцию с улицы еще не созрела в умах инженеров. Иностранцев до сих пор удивляет, как сложно попасть на станции в центре Парижа – приходится пройти по сложной системе коридоров.

Знак метрополитена, Париж
Fabio Venni - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато входы на станции первых линий отличает архитектурное изящество: архитектор Эктор Гимар оформил их в стиле арт-нуво.

Кстати, почему метро?

До появления парижского метрополитена этого слова в языке транспортников не существовало. Все просто: городская транспортная компания, управлявшая метрополитеном Парижа, называлась Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris («Парижская городская железнодорожная компания). Парижане быстро сократили это языколомательное название до Le Métropolitain, а потом и вовсе до Métro.

Станция Бастий (Бастилия), начало 20 в фото
Станция Бастий (Бастилия), начало 20 в.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красивый лаконичный термин понравился иностранцам, приезжавшим в Париж. Пожалуй, в наши дни в мире нет другого слова, которые люди на всех континентах упоминали бы так же часто, обсуждая поездки по городу.