Лукавые близнецы: как появился самый высокий двойной небоскреб мира
Если вы застали девяностые годы, то помните, как в те времена российские магазины захлестнула волна малайзийской электроники. Восточная страна переживала необычайный экономический бунт, став очередным азиатским тигром. В нее тогда пришли такие монстры хай-тека, как Sony, Philips и Intel. У правительства завелись деньги и естественным образом возникло желание шикануть.
А как может шикануть государство? Естественно, построить чудо света – самый грандиозный небоскреб в мире, по моде того времени. Да не простой, а двойной. Шумиха вокруг здания-рекордсмена, в свою очередь, должна была привлечь новых инвесторов, так что расчет был верным.
Это только мое предположение, но вполне вероятно, что именно так рассуждали малайзийские политики, запуская проект строительства новой штаб-квартиры для государственной нефтяной компании Petrolium Nasional.
Правда, азиаты несколько слукавили, добавив несколько десятков метров с помощью длинных шпилей, в то время как верхние жилые этажи их небоскребов находятся ниже, чем у американского.
Когда нет стали. Именно так – нет стали
Уже тогда было ясно, что нужно поторапливаться, иначе башни Petronas могли вовсе остаться без титула: ходили слухи, что и другие азиатские тигры хотят замахнуться на рекорд.
Однако строительство усложняли два обстоятельства. Геологическая разведка показала, что одна из башен окажется на скальном основании, а вторая на мягком грунте. И тогда неизбежно одна из них просела бы. Пришлось весь комплекс передвинуть на 60 м, чтобы обе башни оказались на одинаковом грунте.
Еще труднее задачку получили технологи. Правительство Малайзии потребовало, чтобы здания строили из местных материалов, но стали – традиционного материала для высотных зданий – нужного качества и в нужном количестве в стране достать было негде. И тогда был разработан уникальный цементный состав с добавлением кварца, высокопрочный и одновременно эластичный. Эта уникальная фишка отличает «Башни Петронас» от подобных зданий того же периода.
Чтобы успеть раньше других, несмотря на сложности, правительство наняло сразу две строительные компании: японская Hazama Corporation строила башню №1, а корейская Samsung C&T башню №2. Обеим пришлось работать в бешеном темпе – каждые 4 дня башни прирастали на один этаж. Однажды на стройку привезли некачественный бетон и пришлось один этаж целиком разобрать.
Кстати, корейский девелопер, едва закончив малазийский небоскреб, начал строительство еще более высокого небоскреба в Тайване, не менее известного Taipei 101, который всего через 5 лет отнял у Petronas корону рекордсмена.
Тем не менее, среди двойных небоскребов малайзийские башни-близнецы по-прежнему держат первенство.
Мост в небе
Принадлежит им и другой рекорд: башни соединяет мост на высоте 170 м, самый высокий двойной мост в мире. На нем расположена обзорная площадка для туристов. До 2010 года она была бесплатной, но затем владелец здания – нефтяная компания – догадался, что зарабатывать можно не только на нефти, но и на продаже билетов, и вход стал платным.
По замыслу строителей, у этого моста есть вторая, более важная функция эвакуации постояльцев из одной башни в другую в случае сильного пожара. Кстати, это фишка вдохновила одну корейскую киностудию снять экшн-фильм The Tower, в котором такая эвакуация происходит, но в процессе мост эпично рушится.
Архитектурный замысел
Облик башен несет много элементов традиционной мусульманской зодчества. Небоскребы увенчаны шпилями с луковками на конце, традиционными для Востока. Формы фасада тоже определяются ближневосточными мотивами.
Менее очевидно, что план этажей представляет собой восьмиконечную звезду, священный знак Руб аль-хизб. Форму делают еще более затейливой полукруглые колонны, добавленные во внутренние углы звезды для устойчивости.
Любопытно, что автором проекта стал католик, аргентино-американский архитектор Сесар Пелли. Впрочем, ему удалось понять загадочную душу Востока, судя по всему, ведь владельцы здания до сих пор очень гордятся им.