Речные «Боинги»: как работали советские крылатые теплоходы «Спутник» и «Вихрь»
Те, кто жил в СССР, с ностальгией вспоминают судно на подводных крыльях «Метеор» и его морскую версию «Комета», ходившую на черноморских линиях, соединявших морские курорты. А вот «Спутник» и «Вихрь» знают только энтузиасты, хотя это более примечательные суда.
Все четыре судна разработаны конструкторами завода «Красное Сормово» под руководством Ростислава Алексеева. Поражает уже то, с какой скоростью алексеевцы создавали свои суда. В 1957 году появилось первое сормовское СПК – «Ракета». Уже в 1959-м на воду спустили первый «Метеор», а «Спутник» – еще двумя годами позже.
Речной «Джамбо»
Каждое следующее было крупнее и мощнее предыдущего. Если в «Ракете» было до 66 мест в единственном салоне, то в «Метеоре», в зависимости от уровня комфорта, вплоть до 123 кресел, размещенных в трех салонах.
«Спутник» стал настоящим великаном – 300 мест, самым большим в мире на момент постройки. По водоизмещению (116 т) он тоже в два с лишним раза превосходил «Метеоры».
Как на летном поле «Домодедово» четырехмоторные авиалайнеры выделяются в толпе менее крупных двухмоторников, так и «Спутник» отличался двигательной установкой из 4 судовых дизелей общей мощностью 4800 л. с., против метеоровских 1600-2200 сил.
В авиации существует понятие широкофюзеляжных самолетов – от узкофюзеляжных их отличает наличие двух или трех проходов между креслами в салоне. Нечто подобное было и «Спутнике». Из-за большой ширины корпуса между креслами всех трех салонов было по два прохода. У «Ракеты» проход был один, по центру, а у «Метеора» два прохода было только в центральном салоне. В огромном корпусе «Спутника» нашлось даже место для мини-ресторана.
Наверняка в его конструкции, учитывая большие размеры, были свои интересные особенности. Например, 4 гребных винта разместили на этот раз не под кормовыми крыльями, а перед ними. К сожалению, других технических сведений не сохранилось.
Как работали «Спутник» и «Вихрь»
Через год после «Спутника» завод «Красное Сормово» спустил на воду его брата-близнеца «Вихрь» – морскую версию, дооснащенную с учетом требований морского регистра.
Оба корабля должны были делать ту же работу, которую в авиакомпаниях выполняют широкофюзеляжные авиалайнеры, работая на самых загруженных линиях. «Спутник» начал работать на речной линии Горький-Тольятти, а его морской собрат мотался между Одессой и Херсоном с заходом в Очаков, делая по 1-2 рейса в день, в зависимости от количества пассажиров.
В то время на большинстве черноморских лиинй продолжали работать в основном тихоходные водоизмещающие теплоходы, и «Вихрь» среди них был своеобразным экспрессом. От Одессы до Херсона он добирался примерно за 2,5 часа.
Что пошло не так
Boeing 747 оказался удачным самолетом, его выпускали более полувека в больших количествах. Судьба алексеевских «водных боингов» не сложилась.
«Спутнику» совсем не повезло. В 1965-м его перевели на линию Казань-Куйбышев (сейчас Самара) под предлогом, что в верховьях Волги ходить ему мешала большая осадка. А там он проходил всего несколько месяцев. В одном из рейсов корабль «словил» топляк и пробил днище. Корабль остался на плаву и никто из людей не пострадал – система двухотсечной непотопляемости сработала как надо. Однако один из двигателей разрушился, а покупать новый речное пароходство сочло нерентабельным.
Судно хотели разрезать на металл, однако передумали и поставили на постамент в Тольятти. Позже в его корпусе произошел пожар, а в 2018 году вандалы разрезали его на металл.
«Вихрь» же работал вплоть до конца 1970-х, но так и остался единственным СПК-гигантом в стае «Комет», на его фоне казавшихся малышами. За свою жизнь он успел поучаствовать в необычном эксперименте по налаживанию прямой скоростной линии Одесса-Севастополь.
Затем он несколько лет простоял у стенки одного из корабельных заводов, а предположительно в 1986 году был разрезан на металл.
Почему «Метеоры» и «Кометы» делали крупной серией, а «Вихрь» и «Спутник» так и остались опытными кораблями? Есть мнение, что конструкторам не удалось до конца решить проблему шумности и вибрации. Считают также, что оба корабля оказались довольно прожорливыми по топливу и их рейсы не окупались продажей билетов.
Считается, что опыт их постройки был учтен, когда уже на закате эры СССР создавались крылатые корабли типов «Тайфун» и «Циклон». Так что сами корабли ушли, но остался опыт у конструкторов и ностальгические воспоминания у пассажиров, которым довелось путешествовать этими водными экспрессами.