«Это нелогично»: почему двигатели авиалайнеров находятся под крылом
Первые реактивные авиалайнеры, такие как de Havilland Comet или Ту-104, несли двигатели в гондолах, встроенных в корневую часть крыла.
Затем с подачи французской компании Sud Aviation турбины авиалайнеров стали устанавливать в хвостовой части фюзеляжа. Оказалось, что при такой компоновке шум в салоне меньше, а обслуживать двигатели проще.
Но затем и эта схема ушла в прошлое. В наши дни практически все пассажирские реактивные самолеты имеют по одному двигателю под каждым крылом.
На первый взгляд, это нелогично
При такой компоновке двигатели находятся в опасной близости к земле – не ровен час воздухозаборник засосет мусор, попавшийся на взлетной полосе.
К тому же, турбины находятся довольно далеко от диаметральной плоскости самолета, и если один из них откажет, то самолет будет испытывать сильный разворачивающий момент.
Гондола двигателя еще и должна сильно влиять на обтекание нижней стороны крыла.
Взгляните внимательнее: двигатель находится не под крылом, а снизу-спереди
Двигатели современных авиалайнеров располагаются на длинных пилонах, вытянутых вперед от крыла. Такая схема установки тоже несет неплохие плюсы.
Во-первых, она снижает риск флаттера крыла – тряски, возникающей в некоторых режимах полета. Его причина в том, что воздух, обтекающий крыло, вызывает в нем скручивающие силы. Тяжелый двигатель скручивает крыло в обратную сторону. Это позволяет сделать крыло и весь планер самолета более легким — а значит, самолет может стать более экономичным и грузоподъемным.
Во-вторых, низко расположенный двигатель снижает центр тяжести самолета и сдвигает его вперед – это делает самолет стабильнее. А на взлете его тяга еще и тянет нос вверх.
В-третьих, такой двигатель обслуживать проще всего, поскольку он находится близко к земле. Более того, турбины делают легкосъемными – достаточно отсоединить три точки крепления, чтобы заменить сломавшуюся на запасную.
А в случае вынужденной посадки на брюхо двигатели первыми ударятся о землю, смягчив падение.