«Скелет и фонарь»: как великие французы смеялись над Эйфелевой башней

Такие звезды, как Александр Дюма-младший и Ги де Мопассан, восприняли в штыки идею строительства чуда света в центре Парижа. Как ее только ни называли в сатирических памфлетах. Что ответил им Гюстав Эйфель и действительно ли башня была таким монстром, как считали критики?
«Скелет и фонарь»: как великие французы смеялись над Эйфелевой башней
toureiffel.paris
Содержание статьи
В этом году Эйфелевой башне исполнилось 135 лет.

Ее строительство длилось всего 2 года и 2 месяца – впечатляющий результат даже в наши дни, а тем более для уровня технологий 1880-х годов. За этот срок рабочие на заводе Эйфеля в предместьях Парижа сделали 18000 стальных деталей, а строители собрали их с помощью 2,5 миллионов заклепок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вся механизация стройки состояла из нескольких допотопных паровых кранов, из-за которых стройка, окутанная дымом, напоминала место ведения боевых действий.

Но каким бы технологическим чудом она ни была, архитектурная ценность сооружения была признана далеко не сразу.

Лучший из 107 проектов

В наши дни вряд ли найдется человек, который не узнает ее, увидев изображение. А между тем, башня могла получиться совершенно иной формы.

Близилось 100-летие начала Великой Французской революции и взятия Бастилии. Городские власти Парижа решили отметить его проведением Всемирной выставки, а ее жемчужиной должна была стать огромная башня в центре Марсова поля. Конкурс объявили в 1886 году, менее чем за 3 года до планируемого начала выставки. Несмотря на столь сложный вызов, на него было подано 107 заявок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея Эйфеля

По факту, автором проекта, выбранным жюри для воплощения, был вовсе не Александр Гюстав Эйфель, как можно подумать. Талантливый инженер и новатор, Эйфель еще больше был успешным предпринимателем.

В июле 1884 года инженеры Эмиль Нугье и Морис Коэхлин, работавшие в его компании, обратились к нему с проектом создания высокой башни. Ставшая позже культовой форма из четырех изящно изогнутых стальных колонн, придуманная этой парочкой, несла практическую функцию: инженеры рассчитали, что именно такая форма даст наибольшую устойчивость в ветреную погоду, равномерно распределив нагрузку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эйфелева башня — Исходная идея Нугье и Коэхлина
Исходная идея Нугье и Коэхлина
toureiffel.paris
Эйфелева башня стала одним из первых шедевров параметрической архитектуры.

Однако в исходном варианте ей не хватало изюминки, и тогда Эйфель подключил к проекту архитектора Стефана Совестра. Тот предложил множество декоративных улучшений, часть из которых были одобрены – так башня украсилась расширением на вершине, напоминающим луковицу, и параболическими арками, соединяющими колонны под полом первого этажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
строительство Эйфелевой башни
toureiffel.paris
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом виде проект был отобран к постройке.

Мопассан: «Неуклюжий скелет»

Изображения будущей башни были заранее опубликованы и, мягко говоря, не вызвали восторга у французского бомонда. Как ее только ни называли – и «поистине трагическим уличным фонарем», «скелетом колокольни», «мачтой железных гимнастических снарядов, незаконченной, перепутанной и деформированной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще жестче издевался писатель Ги де Мопассан: «Высокая и тощая пирамида железных лестниц, гигантский неуклюжий скелет на основании, которое, кажется, построено, чтобы нести колоссальный памятник Циклопу, но который вместо этого сжимается в нелепую тонкую форму, похожую на фабричную трубу».

Критики не остановились на насмешках, а опубликовали в газете Le Temps совместную петицию директору Всемирной выставки, получившую название «Протест против башни месье Эйфеля». Его подписали десятки художников, литераторов и скульпторов, в том числе Ги де Мопассан, Александр Дюма-младший и Вильям Бугро.

На этапе строительства Эйфелева башня
На этапе строительства башня действительно выглядела непрезентабельно.
toureiffel.paris
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этой петиции Эйфелеву башню в очередной раз пришпилили словами «бесполезная» и «чудовищная», назвали «одиозной колонной с болтами», и даже сравнили с Вавилонской башней.

«Неужели город Париж должен больше ассоциировать себя с барочными и меркантильными фантазиями строителя машин, уродуя себя? – вопрошали они. – Достаточно на мгновение представить себе башню нелепой головокружительной высоты, доминирующую над Парижем, подобно гигантской черной заводской трубе, а ее варварская масса подавляет и унижает все наши памятники и принижает наши произведения архитектуры, которые просто исчезнут перед этим ошеломляющим безрассудством».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эйфель: «Инженер видит скрытые правила гармонии»

Вскоре после начала строительства Гюстав Эйфель через ту же газету ответил своим противникам. «Я верю, что башня будет обладать собственной красотой, – сказал он. – Неужели мы должны считать, что инженер не озабочен красотой в своих конструкциях? (...) Не правда ли, что те самые условия, которые придают прочность, также соответствуют скрытым правилам гармонии? (...)».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чертежи башни Эйфеля фото
Чертежи башни Эйфеля
toureiffel.paris

Далее он пояснил то, что вы уже знаете – кривизна четырех внешних граней монумента, соответствует математическому расчету и несет в себе гармонию. «(Она) произведет большое впечатление силы и красоты, ибо откроет глазам наблюдателя смелость конструкции в целом. Точно так же множество пустых пространств в конструкции демонстрируют заботу о том, чтобы не подставлять лишние поверхности жестокому воздействию ураганов, угрожающим устойчивости здания. (...) в колоссальном есть своя притягательность и восторг, к которым едва ли применимы обычные теории искусства», – заключил он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В наши дни проектирование форм зданий по законам математики получила признание и названа параметрической архитектурой. Гюстав Эйфель, сам того не зная, стал одним из ее основоположников.

А потом башню увидели простые люди

Учитывая яростную критику на стадии строительства, просто удивительно, как быстро утихли стоны и ругань ценителей прекрасного после окончания ее строительства.

Эйфелева башня
toureiffel.paris
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выставке 1889 года башня вызвала восторг всего мира, а подняться на ее вершину захотели два миллиона человек. Кто знает, возможно, именно реакция простых людей заставила французских деятелей искусства пересмотреть свою позицию?