Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134

Туполевские авиаконструкторы одними из первых в мировой авиации создали пассажирские реактивные самолеты. Первые две попытки оказались неудачными, а потом французские конкуренты подсказали интересную идею.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134
Ralf Manteufel — Wikipedia
Содержание

Наверное, начать эту историю стоит с Ту-104 – первого советского реактивного авиалайнера, ставшего третьим самолетом этого класса в мире. Хотя был еще один самолет до него, тоже сыгравший свою роль в ней – бомбардировщик Ту-16, на базе которого и был создан пассажирский самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-104. Революция и катастрофа

Первенец гражданской реактивной авиации произвел сенсацию на Западе. После его первых полетов за рубеж СССР начали считать одним из лидеров мирового авиастроения.

самолет Ту-104
Ken Fielding - Flickr

Лишь позже выяснилось, что самолет оказался весьма опасным. Из 205 построенных машин 37 погибли за недолгий роск в различных происшествиях, а в Советском Союзе даже пошла в народ ироничная песня «Ту-104 самый лучший самолет» на мотив траурного марша.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина его аварийности была в отсутствии опыта у конструкторов – в середине 1950-х о подводных камнях, ждущих реактивные машины, еще было известно очень мало.

Ту-124. Укоротить и улучшить

Ту-104 предназначался для международных и самых важных внутрисоюзных рейсов. Поэтому, когда работа над ним была закончена, конструкторы сели работать над его уменьшенной версией для местных авиалиний родной страны.

Фюзеляж укоротили, а прежние двигатели заменили на новые более экономичные двухконтурные – впервые в мировой пассажирской авиации. Внесли многие другие, менее значительные изменения. Так родился Ту-124.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет Ту-124
Lars Söderström - Airliners.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вторая попытка вышла не вполне удачной. Вскоре на ОКБ Туполев посыпались жалобы из «Аэрофлота», армии и других организаций, использовавших эти самолеты. Особенно много нареканий вызывали шасси и двигатели, отличавшиеся ненадежностью.

«Каравелла» подсказала правильное решение

Еще одним серьезным недостатком обеих машин была высокая шумность. Двигатели, примыкавшие к фюзеляжу в самой середине, передавали гул в салон.

Решение нашли конструкторы французского авиалайнера Sud Aviation Caravelle: они перенесли двигатели в хвостовую часть фюзеляжа. Неудивительно, что когда главу Советского Союза Никиту Хрущева при визите во Францию прокатили на этом самолете, он был впечатлен, насколько тихим оказался его салон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Sud Aviation Caravell III image
Sud Aviation Caravell III
Lars Söderström - Airliners.com
Оказалось, что при такой конфигурации двигатели еще и проще обслуживать.

Есть легенда, что именно после той поездки во Францию Хрущев поручил туполевцам разработать отечественный аналог авиалайнера с двигателями в хвосте. Неизвестно, правда ли инициатива шла от него, но вскоре туполевцы взялись за создание такого самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катастрофа, случившаяся вовремя

Снова конструкторы серьезно рисковали. На тот момент еще не было известно, что и у самолетов с хвостовыми двигателями есть опасный недостаток – склонность к глубокому сваливанию. Впервые об этом узнали после крушения прототипа авиалайнера такой компоновки, разрабатываемого англичанами параллельно с будущим Ту-134.

Возможно, эта катастрофа сыграла решающую роль. Осознав проблему, советские конструкторы сделали хвостовое оперение Т-образным, перенеся стабилизатор на верхушку киля. Это вынесло его из тени крыла, повысив устойчивость самолета.

Ту-134 заходит на посадку
Vivan755
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-134. Снова удлинить

Как и прежде, в ОКБ Туполева не стали создавать новый самолет, а взяли за основу прежний. Ту-124 удлинили фюзеляж на целых 7 метров, чтобы повесить в хвосте гондолы двигателей. Как уже говорилось, изменилось оперение и многие другие элементы.

Штурманский фонарь в носу — необычное решение, унаследованное Ту-134 от военного Ту-16 фото
Штурманский фонарь в носу — необычное решение, унаследованное Ту-134 от военного Ту-16.
Andrey Mossejev - Wikipedia

В истории отечественной авиации он стал одним из самых массовых и признан одним из наиболее удачных. Жизнь Ту-134 продолжалась около полувека. За этот долгий срок погибло менее 10% машин этого типа, что не очень много, учитывая, что тираж выпуска достиг 854 единиц – в 2,5 раза больше, чем Ту-104 и Ту-124 вместе взятые. Недаром летчики в ГДР, куда Ту-134 поставлялся, прозвали его «дьяволом небес» за отличные летные характеристики.

А вам доводилось на нем летать?
Да, до сих пор вспоминаю с ностальгией
Да, но он меня не впечатлил
Нет, но хотел бы
Нет и не чувствую желания
Другое