Наверное, начать эту историю стоит с Ту-104 – первого советского реактивного авиалайнера, ставшего третьим самолетом этого класса в мире. Хотя был еще один самолет до него, тоже сыгравший свою роль в ней – бомбардировщик Ту-16, на базе которого и был создан пассажирский самолет.
Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134

Ту-104. Революция и катастрофа
Первенец гражданской реактивной авиации произвел сенсацию на Западе. После его первых полетов за рубеж СССР начали считать одним из лидеров мирового авиастроения.

Лишь позже выяснилось, что самолет оказался весьма опасным. Из 205 построенных машин 37 погибли за недолгий роск в различных происшествиях, а в Советском Союзе даже пошла в народ ироничная песня «Ту-104 самый лучший самолет» на мотив траурного марша.
Причина его аварийности была в отсутствии опыта у конструкторов – в середине 1950-х о подводных камнях, ждущих реактивные машины, еще было известно очень мало.
Ту-124. Укоротить и улучшить
Ту-104 предназначался для международных и самых важных внутрисоюзных рейсов. Поэтому, когда работа над ним была закончена, конструкторы сели работать над его уменьшенной версией для местных авиалиний родной страны.
Фюзеляж укоротили, а прежние двигатели заменили на новые более экономичные двухконтурные – впервые в мировой пассажирской авиации. Внесли многие другие, менее значительные изменения. Так родился Ту-124.

И вторая попытка вышла не вполне удачной. Вскоре на ОКБ Туполев посыпались жалобы из «Аэрофлота», армии и других организаций, использовавших эти самолеты. Особенно много нареканий вызывали шасси и двигатели, отличавшиеся ненадежностью.
«Каравелла» подсказала правильное решение
Еще одним серьезным недостатком обеих машин была высокая шумность. Двигатели, примыкавшие к фюзеляжу в самой середине, передавали гул в салон.
Решение нашли конструкторы французского авиалайнера Sud Aviation Caravelle: они перенесли двигатели в хвостовую часть фюзеляжа. Неудивительно, что когда главу Советского Союза Никиту Хрущева при визите во Францию прокатили на этом самолете, он был впечатлен, насколько тихим оказался его салон.

Есть легенда, что именно после той поездки во Францию Хрущев поручил туполевцам разработать отечественный аналог авиалайнера с двигателями в хвосте. Неизвестно, правда ли инициатива шла от него, но вскоре туполевцы взялись за создание такого самолета.
Катастрофа, случившаяся вовремя
Снова конструкторы серьезно рисковали. На тот момент еще не было известно, что и у самолетов с хвостовыми двигателями есть опасный недостаток – склонность к глубокому сваливанию. Впервые об этом узнали после крушения прототипа авиалайнера такой компоновки, разрабатываемого англичанами параллельно с будущим Ту-134.
Возможно, эта катастрофа сыграла решающую роль. Осознав проблему, советские конструкторы сделали хвостовое оперение Т-образным, перенеся стабилизатор на верхушку киля. Это вынесло его из тени крыла, повысив устойчивость самолета.

Ту-134. Снова удлинить
Как и прежде, в ОКБ Туполева не стали создавать новый самолет, а взяли за основу прежний. Ту-124 удлинили фюзеляж на целых 7 метров, чтобы повесить в хвосте гондолы двигателей. Как уже говорилось, изменилось оперение и многие другие элементы.

В истории отечественной авиации он стал одним из самых массовых и признан одним из наиболее удачных. Жизнь Ту-134 продолжалась около полувека. За этот долгий срок погибло менее 10% машин этого типа, что не очень много, учитывая, что тираж выпуска достиг 854 единиц – в 2,5 раза больше, чем Ту-104 и Ту-124 вместе взятые. Недаром летчики в ГДР, куда Ту-134 поставлялся, прозвали его «дьяволом небес» за отличные летные характеристики.