От красоты до гениальности: как голливудская актриса Хеди Ламарр придумала Wi-Fi
Голливудская красавица Хеди Ламарр
Одна из самых красивых женщин в мире родилась в еврейской семье в Вене. Там же обрела всемирную, но печальную славу. Она снялась обнаженной в фильме «Экстаз», который был осужден Папой Римским и запрещен Гитлером. Четыре года спустя актриса, тогда еще Хедвига Кислер, бежала в Лондон, спасаясь от растущей нетерпимости к евреям и первого брака с военным магнатом, связанным с нацистами.
Там она познакомилась с Луисом Майером, одним из основателей кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Узнав, что продюсер собирается вернуться в Нью-Йорк, она решила приобрести билет на тот же лайнер. На берег Хеди Ламарр сходила уже с контрактом и новым именем. Майер посоветовал ей взять псевдоним, чтобы не ассоциироваться в глазах американцев с «Экстазом».
В Голливуде Хеди Ламарр стремительно поднялась по карьерной лестнице. Она снялась в таких фильмах, как «Алжир», «Леди в тропиках» и «Странная женщина», заработав при этом около 30 миллионов долларов.
Разработка, опережающая время
В 1939 году началась Вторая мировая война, и Хеди Ламарр захотела помочь своей новой родине. Актрису использовали по специальности – она рекламировала облигации оборонного займа. А купивший их на 7 000 долларов получал поцелуй с красоткой. Однако Хеди знала, что может помочь Америке по-другому. Она с детства любила науку, а с началом войны вместе со своим возлюбленным, инженером Говардом Хьюзом стала придумывать, как увеличить скорость военных самолетов.
Технология радиопередачи с защитой от помех
Ламарр знала, что в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли суда. Существовала проблема с управлением торпедами из-за перехвата координат целей немцами. Тогда Хеди в голову пришла мысль о создании технологии радиопередачи с защитой от помех. Она обратилась в Национальный Совет Изобретателей США, где ее предложение не поддержали.
Летом 1940 года Хеди познакомилась с популярным в Голливуде пианистом и композитором Джорджем Антейлом. Он также мечтал помогать в борьбе с фашизмом. Игра в четыре руки на фортепиано навела их на мысль, что можно попробовать посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переключаться на другую. И если заранее синхронизировать передатчик и приемник, то сигнал может стать помехоустойчивым. Идею они назвали «псевдослучайной перестройкой рабочей частоты».
Проверить свою теорию они решили на механическом пианино, ведь, согласно их задумке, согласовать передатчик с приемником можно было с помощью валика от инструмента. Также он был небольшого размера и влезал в торпеду, для которой была создана эта разработка. Вращающийся валик задавал курс, набитый на перфоленте – носителе информации с отверстиями. Короткий радиосигнал передавал его вращение на валик снаряда, где автоматически набивался заданный курс – торпеда принимала нужную позицию.
Подобные псевдослучайные коды применялись и раньше, но передавались по открытым каналам, а значит, их было легко перехватить. Теперь же был необходим специальный ключ, одинаковый для приема и передачи. Немцы не могли заглушить все 88 частот (по количеству клавиш фортепиано), а на вычисление требовалось много времени.
Уже в декабре они подали заявку в Национальный Совет Изобретателей с пометкой «Система секретных сообщений». Хеди и Джордж получили патент на свою разработку, но отказались от выплат и передали технологию правительству США. Однако проект был сложно реализуем на практике, а потому патент был заморожен и забыт.
Второй шанс
Во время Карибского кризиса к разработке вернулись. В связи с прогрессом в области электроники, идея Ламарр и Антейла была переработана и включала использование полупроводниковых компонентов вместо механических. Появилось понятие «широкополосный сигнал» – он имеет большой спектр частот, высокую пропускную способность информации и помехоустойчивость.
Радиотелефонная связь CDMA стала одной из первых технологий, где применили широкополосный сигнал. Каждому пользователю присваивается отдельный числовой код, который приемник и передатчик отделяют от общего числа радиосигналов и соединяют. Это похоже на разговор в кафе – уши улавливают и разговоры за соседними столиками, и музыку, но концентрируются только на голосе собеседника. Сейчас все операторы сотовой мобильной связи, а также технологии GPS, Bluetooth и Wi-Fi работают по схожему принципу.