Теплоход вашего детства: 5 неожиданных фактов о речных круизных лайнерах проекта «Родина»

Самым массовым речным теплоходом в Советском Союзе стали суда проекта 588, известного также как «Родина». Возможно, и вы совершили в своей жизни речной круиз на одном из них, но речники вряд ли говорили много о самом судне. А зря.
Теплоход вашего детства: 5 неожиданных фактов о речных круизных лайнерах проекта «Родина»
Артем Светлов — Wikipedia
Содержание статьи
«Родины» строили в Германии.

Несмотря на патриотичное название, на реках Советского Союза проект 588 был иномаркой. Проектировали его в нашей стране, однако контракт на производство отдали верфи в г. Висмар в Восточной Германии (ГДР). Возможно, именно немецкое качество стало причиной солидного долголетия: большинство теплоходов этого проекта до сих пор работают по своей прямой специальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Речникам не понравился

Согласитесь, что теплоходы этого проекта очень красивы. Создатель их облика – главный архитектор Минречфлота академик Лев Добин – впервые применил динамический дизайн – вся надводная часть вписана в форму капли для придания ему стремительности. Ту же задачу решает наклонный нос.

Теплоход Дмитрий Пожарский
Alexxx1979 - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако для консервативных речных капитанов эталоном красоты был прямой форштевень, длинный подзор кормы и длинные палубы от носа до кормы. Понадобилось время, чтобы они перестали кривиться при виде новых теплоходов.

Словаки против немцев

Параллельно с ГДР-овскими теплоходами в Чехословакии строили для СССР почти аналогичный проект 26-37 «Октябрьская революция». Словацкий теплоход был чуть крупнее, мощнее и быстроходнее. Но если сравнивать общий тираж, то немцы победили: «Родина» стала самым массовым круизным лайнером в СССР, причем этот рекорд до сих пор не побит – всего было построено 49 судов.

Первый трехпалубный

«Родина» ввела новый стандарт масштаба и комфорта – это был первый речной теплоход с тремя палубами. Каюты сделали более просторными, и в каждой – неслыханная роскошь – поставили индивидуальный туалет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Теплоход Илья Муромец
Mike1979 Russia

Минутку, где развлечения?

В современных круизных лайнерах есть масса возможностей для досуга на борту – тренажерные залы, кинозал, бассейны и другие. На 588-х – только кинозал, да и тот теплоходы получили лишь в ходе модернизации, а исходно его не было.

Возможная причина в том, что строили эти теплоходы не для круизов, а для перевозок пассажиров – в конце 1950-х сухопутные дороги в СССР все еще оставляли желать лучшего. И лишь позднее переопределили в туристический флот.