На шаг ближе к беспилотному будущему: новые возможности обработки геоданных появились в России
На базе МИИГАиК создан консорциум по подготовке кадров для государственной программы. При поддержке Росреестра в университете формируется программа перспективных исследований и технологий, среди которых наиболее значимые касаются задач по обработке пространственных данных.
Технологии обработки и хранения пространственных данных — это сквозные технологии, они касаются всех сфер жизни и деятельности человека. Именно пэтому их необходимо развивать.
Зачем и кому нужны геоинформационные технологии
Пассажирский транспорт и грузовые перевозки одними из первых начали подвергаться революционным переменам благодаря геоинформационным технологиям и геосервисам: по улицам уже ездят первые беспилотные роботы-доставщики, тестируется беспилотное такси. И для нас уже давно не новость, что в ближайшем будущем мы станем пользователями беспилотных транспортных аппаратов. Это — лишь малая часть тех беспилотных устройств, которые придется контролировать в будущем с помощью систем управления.
Логистические и транспортные компании будут доставлять товары своим клиентам с помощью беспилотных летательных аппаратов, роботов-доставщиков, причем расстояние при доставке будет увеличиваться, погодные условия — усложняться, а грузоподъемность — расти. Междугородние перевозки будут осуществляться с помощью беспилотных грузовых автомобилей, а беспилотные такси станут не только наземными.
Конструктор геосервисов
Для контроля всех этих беспилотных устройств необходимо обрабатывать большое количество пространственно-временных данных: местоположение в пространстве, в том числе относительно других устройств или преград, скорость передвижения, погодные условия и множество других параметров, которые динамически меняются.
Каждое такое устройство создает массивный поток пространственно-временных данных, которые передаются по радиосвязи в центры обработки данных - там они хранятся и обрабатываются. По результатам обработки на беспилотные устройства отправляются команды управления.
Сегодня обработка таких данных осуществляется с помощью классических технологий, которые довольно ограничены: нормально контролировать они могут до 500 беспилотных устройств, после чего наступает перегрузка вычислительных систем. В будущем сотни тысяч беспилотных устройств смогут безопасно курсировать по дорогам городов и в городском воздушном пространстве.
Для этого в университете МИИГАиК разрабатывается новая технология обработки пространственно-временных данных, которая позволит осуществлять обработку таких данных быстро и экономно, то есть — эффективно.
Но главное, технология позволяет осуществлять конструирование геоинформационных сервисов работающих с пространственно-временными данными. По сути, это уникальный конструктор геосервисов, позволяющий создать свой собственный геосервис под конкретную задачу, не разрабатывая полностью уникальный программный код, а собирая его из уже разработанных программных модулей-ядер. Большое разнообразие возможных комбинаций, а соответственно, и задач, которые могут выполняться, делает конструктор универсальным, а разработчикам экономит время и деньги.
В ближайшем будущем, очевидно, нас ждет мощный рост числа устройств, использующих пространственно-временные данные. Технология конструктора геосервисов позволит снять технологические ограничения с их использования в повседневной жизни.