Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением
Новость о том, что 11 аэропортов в США готовы перейти на посадку без двигателей, привлекала внимание Techinsider к этому новомодному способу. Речь идет о таких известных местах, как Канзас-Сити, Омаха, Орландо и других, включая несколько военных баз.
Углубившись в вопрос, я обнаружил, что только в США теперь будет 64 аэропорта, использующих этот способ захода на посадку – кстати, получивший название «оптимизированный профиль снижения» (Optimized Profile Descent, OPD). Также его уже довольно давно используют лондонские аэропорты Гатвик и Хитроу, а также некоторые другие – как правило, крупные и технически богато оснащенные.
Отличия нового способа от традиционного
До сих пор снижение авиалайнеров происходило ступеньками. По команде диспетчера пилоты сбрасывали тягу, самолет быстро соскальзывал в более низкий эшелон, потом пилоты добавляли газу и самолет переходил в горизонтальный полет, дожидаясь команды сменить эшелон на следующий. И так до самой посадки.
При новом способе самолет буквально до последнего момента держится на крейсерской высоте, а затем пилоты убавляют тягу практически до нуля и планируют на посадочную полосу практически по прямой линии.
OPD снижает расход топлива и шумность
Новый профиль захода на посадку позволяет самолету все время лететь в оптимальном режиме: сначала по горизонтали на большой высоте, где он испытывает наименьшее лобовое сопротивление, а затем практически без расхода топлива спуститься вниз.
«Оставаясь на холостом ходу в течение всего спуска, он сжигает минимум топлива, производит минимум шума и создает минимум выхлопов, – говорит Джон-Пол Кларк, профессор аэрокосмической техники и инженерной механики Техасского университета в Остине. – Это выигрыш, выигрыш, выигрыш и снова выигрыш».
Почему так не делали раньше
«Всегда было понятно, что если идти в крейсерском режиме до последней минуты, а потом спускаться на холостом ходу, то будет сожжено меньше топлива, – говорит Кларк. – Проблема в том, что когда в аэропорт прибывает 50 самолетов одновременно, сделать это очень сложно».
Рассчитать траектории в режиме реального времени – чертовски сложная задача. Чтобы избежать столкновений в воздухе, самолеты и придумали «разводить» по эшелонам – для этого и нужна лесенка. Профессор сравнил воздушное пространство вокруг аэропорта с порезанным слоями сыром, где самолеты перемещаются между слоями.
Сейчас у диспетчеров появился нужный инструмент
В начале 2000-х Кларк и его коллеги в США и других странах разработали вычислительные модели, позволившие с помощью компьютеров развести самолеты не по эшелонам, а по времени.
Конечно, помогло и развитие авионики, сделавшее снижение самолетов более прогнозируемым.
Несмотря на это, многие аэропорты пока не могут перейти на OPD, потому что в каждом случае приходится спроектировать заново десятки, а то и сотни маршрутов.
Прогресс медленный, но он есть
Исполняющий обязанности администратора FAA Билли Нолен даже заявил, что «эра ступенчатых спусков подходит к концу». Путешественникам это только на руку: заход на посадку станет более быстрым, тихим и комфортным, так что сидеть пристегнутым ремнями в полумраке салона теперь придется меньше. А цена на билеты несколько снизится благодаря экономии керосина.