Вертолет, который смог: как устроен беспилотный роботизированный аппарат Ingenuity, покоривший Марс

Первый самолет современного типа поднялся в воздух гораздо раньше вертолета. Однако именно вертолет совершил первый контролируемый полет над поверхностью другой планеты. А затем еще и еще. В итоге летательный аппарат Ingenuity отработал на Марсе почти три полных года, совершил 72 рейса общей продолжительностью более двух часов и преодолел дистанцию свыше 17 км. Секрет успешной миссии – в целой серии интересных технических решений, найденных инженерами NASA. Недаром название аппарата в переводе с английского означает «изобретательность».
Вертолет, который смог: как устроен беспилотный роботизированный аппарат Ingenuity, покоривший Марс
NASA

В 1923 году российский эмигрант Георгий Ботезат представил американской публике летательный аппарат, который сам Эдисон признал «первым полноценным вертолетом», способным к управляемому полету. Первой серийной машиной стал R-4 конструкции Игоря Сикорского, появившийся в 1940-х, а уже через 30 лет началась разработка беспилотника для Марса. Стоит оговориться: Ingenuity не первый летательный аппарат, поднявшийся в воздух над поверхностью другой планеты. Пионерами были советские миссии «Вега-1» и «Вега-2», аэростатные зонды которых раскрылись над Венерой еще в 1985 году. Но с вертолетом задача оказалась куда сложнее.

Характеристики Ingenuity

Масса: 1,8 кг

Высота: 49 см

Лопасти: 2 по 12,1 см в диаметре, вращение на скорости от 2400 до 2900 об/мин

Фюзеляж: 13,6х19,5х16,3 см

Энергетика: солнечная батарея 42,5х16,5 см, 6 аккумуляторов по 36 Вт·ч

Связь: антенна 7,5 мм, протокол Zigbee, марсоход служит ретранслятором, максимальное удаление от него – 1 км

Первой проблемой стала разреженность марсианской атмосферы. Ее давление у поверхности в 160 раз меньше земного – у нас такое наблюдается примерно на высоте 35 км. Впрочем, для работы винта важно не столько давление, сколько плотность рабочей среды. На Красной планете она составляет около 20 г/м3 – в 61 раз меньше, чем у поверхности Земли (1225 г/м3). Удержаться в такой среде совсем не то же самое, что взлетать в обычном режиме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, вертолету предстоит работать в особых условиях: среднегодовая температура на поверхности Марса составляет около –63 °C. Да, время от времени Солнце прогревает здешний воздух до плюсовых значений, но, чтобы электроника могла переносить ледяные ночи, нужно предусмотреть обогрев. Наконец, нельзя отмахиваться от знаменитых пылевых бурь, которые способны понизить эффективность солнечных батарей или просто забить движущиеся части мелким песком и пылью.

Планируя миссию Ingenuity, разработчики были крайне осторожны и ориентировались на 1–5 полетов высотой до 3–5 м и дальностью до 50 м. В действительности эти цифры удалось превзойти в разы.

На Марсе, как на Земле

Чтобы получить в разреженном воздухе Красной планеты такую же подъемную силу, как у поверхности Земли, требуется увеличить скорость обтекания лопастей газом в 7,8 раза (квадратный корень из 61) – иными словами, винт должен вращаться во столько же раз быстрее. Впрочем, цифра может уменьшиться, поскольку сопротивление марсианской атмосферы ниже, да и гравитация там на 62% слабее нашей. Плотность марсианской атмосферы у поверхности примерно такая же, какая в 29,4 км над Землей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что у нас летает на такой высоте? В 1957 году туда впервые добрался газовый аэростат Manhigh I. В 2014 году Алан Юстас на подобном аппарате сумел подняться гораздо выше, на 41 км, но этот полет трудно назвать полностью управляемым. Еще можно вспомнить реактивные самолеты McDonnell Douglas F-4 Phantom II, которые преодолели нашу условную отметку в 1959 году, а в 1977-м МиГ-25 установил рекорд, который держится до сих пор: почти 37,7 км. В 2001 году на 29 км взлетел и первый винтовой самолет – экспериментальный NASA Helios HP01 от компании AeroVironment, уникальная машина, работающая от собственных солнечных батарей.

Достижение оказалось отнюдь не простым. Для создания нужной на такой высоте аэродинамической силы винты должны вращаться в разы быстрее обычного – настолько, что их кончики будут двигаться со сверхзвуковой скоростью. Как правило, этого стараются избегать, иначе вибрации и резонанс могут разрушить винт. В AeroVironment модифицировали профиль и материал, и полет Helios HP01 подтвердил, что конструкция справляется с возросшей нагрузкой: винт самолета делал 2800 оборотов в минуту, удерживая аппарат на высоте до 29,5 км над уровнем моря. Неудивительно, что конструкторы компании в итоге занялись и марсианским вертолетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Миссия Ingenuity, вертолет для Марса, NASA, как проектируют вертолет для Марса, характеристики беспилотников, космические технологии, технологии, Марс, беспилотник
К сожалению, «солнечный» самолет NASA Helios в 2003 году разбился: его удлиненные и облегченные крылья не выдержали сильной турбулентности в плохих погодных условиях.
NASA

Полетное снаряжение

Однако быстрое вращение в разреженной атмосфере порождает новые проблемы, включая знаменитый эффект Джанибекова, замеченный когда-то космонавтами на станции «Салют». Такой эффект возникает, если объект можно разделить на симметричные части по нескольким разным осям. Кружась вокруг основной оси, тело получает неустойчивый вращательный момент вокруг второстепенной и постоянно пытается развернуться то туда, то обратно. Чтобы скомпенсировать эту силу, к лопастям Ingenuity пришлось добавить противовесы – полые углеволоконные конусы с вольфрамовыми шариками на конце.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пару таких винтов инженеры AeroVironment соединили соосно, расположив один над другим на вертикальной круглой мачте, которая стала основой, «позвоночником» вертолета. Сверху на мачте смонтирована солнечная батарея эффективной площадью 544 кв. см, позволяющая накапливать около 40 Вт·ч за световой день (хотя впоследствии из-за загрязнения марсианской пылью ее производительность заметно снизилась). Далее расположена колонка из двух винтов, а под ней – кубический фюзеляж с обогреваемым отсеком для авионики и электроники.

Миссия Ingenuity, вертолет для Марса, NASA, как проектируют вертолет для Марса, характеристики беспилотников, космические технологии, технологии, Марс, беспилотник
NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый винт приводится в движение собственным электродвигателем «ручного» производства. Тонкая медная проволока прямоугольного (для большей плотности) сечения наматывалась на статор специальными работниками, которые контролировали процесс, следя за укладкой через микроскоп. Это позволило довести КПД двигателей до 80%. Для отвода лишнего тепла между ними и фюзеляжем проложена дополнительная шайба из алюминиево-бериллиевого сплава AlBeMet.

Самый умный

Итак, разработчики создали аппарат, который благодаря быстрому вращению пары прочных, уравновешенных винтов может невысоко взлететь над Марсом и даже готов самостоятельно добывать для себя энергию. Но чтобы полет был успешным, его нужно контролировать. А при сверхскоростном вращении аэродинамические силы слишком малы по сравнению с инерцией самих винтов. Поэтому вся система реагирует на управляющие сигналы совсем по-другому, нежели обычные коптеры на Земле.

Отдав решение инженерных задач специалистам AeroVironment, эти проблемы в NASA взяли на себя.

Обычно для марсоходов и других межпланетных миссий, которым предстоит работать в условиях повышенной радиации, американские компании выбирают RAD750 – производящийся корпорацией BAE Systems радиационно устойчивый одноплатный компьютер на базе одноименного процессора. Однако для Ingenuity этот вариант оказался слишком громоздким и тяжелым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В NASA решили рискнуть и использовать вместо одного компьютера блок из пяти почти одинаковых по размеру печатных плат, соединенных в куб с открытой верхней гранью. Их зоны ответственности: управление бортовыми батареями, навигация и сервоприводы, телекоммуникация, энергоснабжение, управление полетом. При этом на платы установлены либо «бытовые» процессоры Snapdragon 801, либо двухъядерные Hercules. В итоге по суммарной вычислительной мощности маленький вертолетик Ingenuity значительно превзошел тяжелые марсоходы Perseverance.

Миссия Ingenuity, вертолет для Марса, NASA, как проектируют вертолет для Марса, характеристики беспилотников, космические технологии, технологии, Марс, беспилотник
Энергия для подогрева управляющего блока поступала от солнечной батареи через литий-ионные аккумуляторы. На свету они подзаряжались беспрерывно, и поначалу этого было достаточно. Однако на 427-й сол (марсианские сутки), когда срок работы Ingenuity превысил запланированный, эффективность батарей снизилась настолько, что получаемой энергии уже не хватало для подогрева в течение всей ночи, тем более что на Красной планете наступила зима. Специалистам NASA удалось оперативно «перепрошить» программу контроля температуры, что позволило вертолету проработать еще сотни сол.
NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение прекрасно показало себя в условиях Красной планеты: система управления нового типа проработала без проблем в течение трех лет. Возможно, это заставит проектировщиков следующего поколения марсоходов пересмотреть свой подход к их электронной начинке.

План перевыполнен

Ingenuity стартовал к Марсу вместе с марсоходом Perseverance («Настойчивость») в 2020 году. Полет продолжался семь месяцев, посадка состоялась в феврале 2021-го около 50-километрового кратера Езеро (судя по всему, в древности его заполняла вода, поэтому ученые крайне интересуются данным районом). Проехав небольшое расстояние, марсоход выбрал удобное место и выгрузил дрон. Примерно через неделю аппарат впервые поднялся в воздух, а потом взлетал еще более 70 раз – и это при запланированных пяти.

Рекордные цифры Ingenuity

Максимальная дальность: 708,9 метров 

Предельная высота: 24 метра

Горизонтальная скорость: 5,5 метров

Скороподъемность: 4 м/с

В среднем за каждый рейс Ingenuity преодолевал около 200 м, хотя однажды переместился более чем на 700 м. В сумме пройденное им расстояние превысило 17 км – весьма солидная цифра даже для гораздо более мощных и дорогих колесных роверов. Привыкнув, что удача сопутствует вертолетику, никто не ждал внезапного окончания его миссии. Однако в конце концов винт Ingenuity оказался фатально поврежден, и в апреле 2024 года команда разработчиков и операторов миссии собралась в диспетчерской, чтобы попрощаться с дроном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Миссия Ingenuity, вертолет для Марса, NASA, как проектируют вертолет для Марса, характеристики беспилотников, космические технологии, технологии, Марс, беспилотник
Успех Ingenuity впечатлил весь мир. О разработке собственного вертолета для Марса уже сообщила индийская организация космических исследований (ISRO). А тем временем в NASA используют накопленный опыт для проектирования еще более дерзкого аппарата – мультикоптера Dragonfly, который сможет обследовать крупнейший спутник Сатурна Титан, летая над его поверхностью.
NASA

Официально программа была завершена несколько месяцев назад, но все это время аппарат продолжал поддерживать связь с марсоходом, служившим ему базовой станцией. Поэтому инженеры в очередной раз обновили ПО вертолета, дав ему последнее задание. Пусть летать он теперь не в состоянии, зато может еще долго собирать информацию с бортовых приборов.

«Не тот аппарат назвали "Настойчивым"», – прокомментировал такое упорство беспилотника один из создателей Perseverance.

Теперь Ingenuity будет ежедневно – пока хватит сил – «просыпаться», активировать свои системы, проверять работу солнечной панели, заряд батареи и электронное оборудование, выполнять съемку окружения и мониторинг температуры. Марсоход уже не может служить ему ретранслятором, так что все данные будут накапливаться на карте памяти Ingenuity. По расчетам специалистов, ее объема должно хватить лет на двадцать. А там, возможно, ее заберут следующие роботы или – как знать – первые люди на Марсе.