Нейросеть на службе у граждан: тренды применения ИИ в госуправлении и сфере безопасности
Тренды цифровизации в госсегменте
Применение больших данных и технологий искусственного интеллекта в госуправлении как никогда актуально, ведь именно при помощи цифровизации и автоматизации процессов можно достичь значительных результатов.
Сегодня все большее сервисов в госсегменте направлены на улучшение, как говорят в бизнесе, «клиентского опыта» граждан. А что может быть лучше, чем предоставление людям какой-либо услуги качественно, в сжатые сроки, да еще и без необходимости выходить из дома? С этой точки зрения использование в госсекторе лучших практик из бизнеса — первый и один из основных трендов.
Второй тренд — это масштабирование лучших кейсов применения технологий на всю страну и постоянно растущий уровень государственных цифровых услуг для населения.
Универсальность технологий можно назвать третьим трендом. Опыт использования тех же «Госуслуг» универсален практически для любой точки страны, и география распространения цифровых услуг и сервисов будет только расти.
Зачем ИИ государству
О цифровизации и ее трендах поговорили, теперь можно привести конкретные примеры, как искусственный интеллект и большие данные помогают государству.
Роботы на проводе
Каждый из нас хотя бы раз звонил в колл-центр «Госуслуг» или записывался к врачу по телефону и вместо привычного женского или мужского голоса слышал робота, едва отличимого по интонации и звучанию от человека. Этот робот может выслушать вопрос, записать к нужному специалисту, составить заявку и многое другое. Более того, после разговора с таким роботом система может анализировать разговор для последующего улучшения сервиса.
Вместе с тем, стоит отметить, что не для каждого клиента комфортно общаться с роботом, и мы часто видим случаи, когда клиент, в силу непонимания или нежелания, а где-то из-за возраста, пытается всеми способами переключиться на реального человека – сотрудника колл-центра. Поэтому мы в «билайне» — компании, в центре стратегии которой стоит клиент, — считаем, что переход к таким технологиям должен быть постепенным и бесшовным.
Улыбнитесь — вас снимает камера с ИИ
Второй пример — это видеоаналитика, которая часто применяется для повышения безопасности, например, на каком-то предприятии промышленности или в госучреждении. Система при помощи алгоритмов ИИ может анализировать видеопотоки и следить за соблюдением техники безопасности, информировать о нештатных ситуациях и так далее. Кроме того, видеоаналитика может применяться для снижения очередей в поликлиниках или улучшения качества предоставления государственных услуг в МФЦ.
Обработка больших данных
Третье направление — это геоаналитика, когда обезличенные большие объемы данных используются для оптимизации транспортных потоков в регионах, для более точного размещения социальных объектов, остановок общественного транспорта, планирования туристической инфраструктуры и тому подобное.
Как ИИ борется с мошенниками
Вопрос безопасности и борьбы с мошенниками, без преувеличения, волнует сейчас практически каждого жителя нашей страны, и технологии искусственного интеллекта играют в обеспечении этой безопасности далеко не последнюю роль.
Наиболее распространенным способом мошенничества в 2024 году по-прежнему остается социальная инженерия, осуществляемая посредством телефонии или звонков в мессенджерах. Для борьбы с таким видом мошенничества у каждого оператора связи есть антифрод-системы. В «билайне», например, для этих целей используется платформа собственной разработки, которая при помощи алгоритмов искусственного интеллекта помогает выявлять и блокировать подозрительные звонки.
В 2022 операторы «большой четверки» объединили антифрод-системы и реализовали алгоритм блокировки мошеннических вызовов, основанный на проверке входящего номера телефона. Но для глобального решения проблемы телефонного мошенничества потребовалась организация проверки входящего номера телефона между всеми операторами России, а не только между участниками «четверки».
Тогда к решению задачи подключилось государство в лице Роскомнадзора, который при участии крупных игроков телеком рынка создал единую платформу верификации вызовов. Теперь она объединяет и маршрутизирует запросы от более чем 2 тыс. российских операторов.
На самом деле, сфер, где сегодня применяется искусственный интеллект, гораздо больше. И в ближайшие 3-5 лет их количество будет неуклонно расти, ведь человек всегда стремится облегчить свою жизнь и оптимизировать ресурсы.
Время - самый ценный ресурс, а ИИ сегодня становится той самой технологией, которая не только помогает людям экономить его и выполнять рутинные задачи, но и где-то принимать правильные решения.