Благотворительность в цифровую эпоху: как диджитал-инструменты помогают российским фондам делать добро

Благотворительность, как и любая другая сфера, не может игнорировать меняющуюся реальность, и чтобы продолжать существовать, она должна адаптироваться и внедрять современные технологии в свою работу. Первым толчком к обновлению благотворительной индустрии стала пандемия коронавируса, ускорившая применение цифровых инструментов для сбора пожертвований. Но на этом цифровизация не закончилась: сегодня многие благотворительные фонды не просто занимаются фандрайзингом онлайн, но и активно используют новые возможности цифровой эпохи и Web3.
Благотворительность в цифровую эпоху: как диджитал-инструменты помогают российским фондам делать добро
Freepik
О перспективах использования диджитал-инструментов в благотворительности рассказывает Елена Самсонова, PR-директор фонда «Друзья».
ЕленаСамсонова
PR-директор фонда «Друзья»

Интерес к диджитал-благотворительности растет

По данным агентства Zoe Amar Digital, половина британских фондов выбрали цифровизацию как приоритетное направление своего развития. В отношении российских фондов такого исследование нет, но, наблюдая за информационным полем, можно сделать вывод, что этот тренд не обошел и нас. Диджитализация благотворительности в России во многом вызвана необходимостью реагировать на вызовы последних лет: фонды лишились источников финансирования, столкнулись с блокировкой платежных систем, искали новых партнеров взамен компаниям, которые ушли с рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы не сбавлять объемы помощи, фонды вынуждены искать новые инструменты для поддержки своей работы, которой становится только больше. Для этого они активно используют цифровые форматы, которые уже стали частью нашей повседневной рутины: в приложении банка мы отправляем свой кэшбэк в пользу фондов, округляем платеж за такси, делаем покупки в онлайн-играх и на маркетплейсах, выручка от которых идет на добрые дела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За последние 15 лет общество сделало огромный шаг вперед: мы стараемся помогать системно, эффективно и главное — на постоянной основе, сделав помощь другим частью своей жизни. Выход в диджитал важен и для самих фондов — ведь это новый способ общаться с аудиторией, заниматься ее просвещением и помогать еще большему количеству людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Диджитал-инструменты в работе фондов

Один из самых актуальных диджитал-инструментов для благотворительности сегодня — мобильные приложения и онлайн-платформы. Такие форматы дают пользователям возможность стать ближе к фондам, а фондам — лучше понять свою аудиторию, используя интерактивный формат или геймификацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, разработчики из Дагестана создали первую краудфандинговую площадку для благотворительности — Tooba. Сегодня в приложении уже свыше 200 тысяч пользователей и более 100 фондов. Еще один кейс — первое в России приложение для помощи пожилым «Помощь», которое позволяет отправлять пожертвования на продукты нуждающимся бабушкам и дедушкам. А для тех, кто хочет помогать детям, существует официальное приложение фонда «Подари жизнь»: в нем можно не только перевести деньги, но и стать волонтером или донором.

Кстати о донорстве — есть специальное приложение DonorSearch, которое поможет разобраться, где и какую группу крови можно сдать прямо сейчас.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интегрировать благотворительность в повседневную жизнь людей также помогают приложения банков, такси, аренды самокатов и заказа еды. Например, Тинькофф и МТС-банк дают возможность в один клик отправить кэшбэк или деньги со счета в понравившийся фонд, а проект «Помощь рядом» от Яндекса уже несколько лет позволяет округлять сумму своей поездки на такси и самокате или стоимость покупки в Лавке в пользу проверенных НКО. Оригинальный подход к благотворительности предложили и разработчики Charity Miles — человек просто ходит, бегает или ездит на велосипеде, а приложение отслеживает расстояние и конвертирует его в деньги, которые отправляет на благотворительность. При этом пользователи ничего не платят — монетизация осуществляется за счет рекламы в приложении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любопытно, что диджитал-решения приходят в нашу жизнь не только по воле фондов и бизнеса, но и нашего окружения. Уже давно набирает обороты тренд на «волонтерский фандрайзинг» — люди все чаще просят друзей и знакомых вместо подарков на свадьбу или день рождения сделать пожертвование в фонд. Чтобы все проходило интерактивно и прозрачно, энтузиасты обращаются к специальным площадкам, например, к платформе «Пользуясь случаем». Здесь можно открыть свой собственный благотворительный сбор, назвав его, например, «Леше сегодня 35» или даже устроить среди друзей аукцион любимой пластинки. Похожие проекты есть у фонда «Вера», который помогает хосписам и у фонда «Синдром любви», который создал такой сайт специально для спортсменов — «Атлет во благо».

Фонд «Друзья»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диджитализация не обошла стороной и волонтерство. Например, для профессионалов, готовых безвозмездно делиться своей экспертизой с фондами, есть платформа интеллектуального волонтерства ProCharity фонда «Друзья». Пройдя регистрацию и подписавшись на telegram-бот, юристы, айтишники, маркетологи, копирайтеры, дизайнеры, фотографы и другие специалисты могут получать индивидуальную подборку заданий от благотворительных организаций. Взамен, помимо морального удовлетворения от доброго дела, они получают хорошие кейсы в свое портфолио и бонусы от партнеров платформы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии блокчейна для добрых дел

После блокировки переводов в Россию через PayPal, а также с карт платежных систем Mastercard и Visa, особенно остро встал вопрос об альтернативных вариантах финансовой помощи. И одной из таких альтернатив могут стать криптовалютные пожертвования.

Во всем мире это уже устоявшийся тренд — по данным Coindesk, каждый второй крупный фонд в мире привлекает пожертвования в криптовалютах.

На Россию этот тренд пока не распространился. Хотя более 50% НКО в этом заинтересованы, о чем говорит исследование Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья». Это связано в основном со страхом — фонды боятся сделать ошибку из-за неопределенности законодательной базы. Но некоторые российские НКО уже используют (причем законно!) блокчейн для привлечения пожертвований: например, фонды «Дети-бабочки», «Дом с маяком» и «Подари жизнь» проводили благотворительные NFT-аукционы, а фонд «Линия жизни», устраивал кибермарафон в метавселенной. Однако массового распространения пожертвований в криптовалюте все же пока не наблюдается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Благотворительность будущего

Можно с уверенностью сказать, что будущее уже наступило, — и достаточно сосредоточиться на том, чтобы модернизировать и развивать то, что уже есть. Например, технологии искусственного интеллекта – его потенциал сложно переоценить. ИИ уже давно начали использовать для обучения онлайн-помощников и чат-ботов. Например, организация Arthritis Research UK вместе с Microsoft запустили сервис на базе ИИ Watson («Ватсон»), который по наводящим вопросам способен заподозрить у пользователя заболевание. Кроме того, растущие возможности ИИ по обработке речи могут помочь преодолеть языковые барьеры. А еще искусственный интеллект может рационализировать исследовательские процессы путем сортировки большого массива аналитических данных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один инструмент, который у нас пока не получил особого распространения, – виртуальная реальность. VR может стать мощным инструментом вовлечения аудитории в работу фонда, в те проблемы и вопросы, которыми он занимается. Например, британская организация, которая занимается проблемой Альцгеймера, выпустила VR-видео «Путешествие по деменции», чтобы информировать людей о симптомах болезни. В трех сценариях зрители могут своими глазами увидеть, как обыденные вещи, вроде заварки чая, могут представлять огромные трудности для человека с деменцией. Или видео NAS, снятое от первого лица, которое повествует об аутичном ребенке, испытывающем сенсорную перегрузку во время похода по магазинам.

Нажми и смотри

Любое участие в благотворительности — будь то волонтерство в хосписе, менторство ребенка из детского дома, передача одежды нуждающимся или отправка кэшбэка в фонд — это вклад в прекрасное будущее, в котором хочется жить. Остается только выбрать вариант помощи, комфортный именно для вас. А будет он технологичным или нет не так уж важно, главное — начать.