«Да ладно!» Почему в авиации до сих пор используют заклепки, а не сварку

Сварку изобрели еще в XIX веке. Сварные швы технологичнее, легче и прочнее, чем клепаные. На сварку перешли автопроизводители и кораблестроители, а вот создатели самолетов, которым, казалось бы, эти плюсы особенно важны, продолжают цепляться за заклепки.
«Да ладно!» Почему в авиации до сих пор используют заклепки, а не сварку
Goebel Fasteners
Содержание статьи

Даже такие современные авиалайнеры, как Boeing 777 Dreamliner или Airbus 330, собирают из деталей в единое целое клепальные автоматы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как часто бывает, у авиастроителей нет единственной причины, чтобы держаться за заклепки. В принципе, никто не мешает сделать фюзеляж и крылья сварными. Однако есть три причины не переходить на сварку, объясняет сайт Goebel Fasteners.

Boeing 777 assembling
Wired

Низкая жаропрочность алюминия

Алюминий хуже переносит нагрев и плавление, чем сталь. В районе шва его прочность снижается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прочность на отрыв

Обшивка самолета делается из тонких листов. Причем они подвергаются иным нагрузкам, нежели панели кузова автомобиля: сильный поток воздуха стремится оторвать их от каркаса. С нагрузками такого типа сварные швы справляются хуже, чем клепаные.

В конструкции сверхбольшого авиалайнера Airbus A380 в качестве эксперимента алюминиевые части соединяли с помощью лазерной сварки. Позднее в элементах крыла были обнаружены микротрещины.

Проще обслуживать

После каждого полета самолет проходит визуальную проверку. Аэродромные техники ищут, нет ли трещин и оторвавшихся деталей. Вылетевшую из гнезда заклепку обнаружить просто, а вот начавший отрываться сварной шов куда сложнее – тут нужны специальные приборы для диагностики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Assembling Airbus A320
Aviation Week

Лишь с переходом на углепластик в таких самолетах, как Airbus A350 XWB или Boeing 787, наметился будущий полный отказ от заклепок в авиации. Впрочем, пока хотя бы часть деталей фюзеляжей и крыльев делаются из алюминия, заклепки будут продолжать использоваться.