«Да ладно!» Почему в авиации до сих пор используют заклепки, а не сварку
Даже такие современные авиалайнеры, как Boeing 777 Dreamliner или Airbus 330, собирают из деталей в единое целое клепальные автоматы.
Как часто бывает, у авиастроителей нет единственной причины, чтобы держаться за заклепки. В принципе, никто не мешает сделать фюзеляж и крылья сварными. Однако есть три причины не переходить на сварку, объясняет сайт Goebel Fasteners.
Низкая жаропрочность алюминия
Алюминий хуже переносит нагрев и плавление, чем сталь. В районе шва его прочность снижается.
Прочность на отрыв
Обшивка самолета делается из тонких листов. Причем они подвергаются иным нагрузкам, нежели панели кузова автомобиля: сильный поток воздуха стремится оторвать их от каркаса. С нагрузками такого типа сварные швы справляются хуже, чем клепаные.
Проще обслуживать
После каждого полета самолет проходит визуальную проверку. Аэродромные техники ищут, нет ли трещин и оторвавшихся деталей. Вылетевшую из гнезда заклепку обнаружить просто, а вот начавший отрываться сварной шов куда сложнее – тут нужны специальные приборы для диагностики.
Лишь с переходом на углепластик в таких самолетах, как Airbus A350 XWB или Boeing 787, наметился будущий полный отказ от заклепок в авиации. Впрочем, пока хотя бы часть деталей фюзеляжей и крыльев делаются из алюминия, заклепки будут продолжать использоваться.