Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР
Тем не менее, я выбрал следующие четыре объекта: выдохнув, представляю подборку на ваш суд.
Порой у вас будет складываться впечатление, что предки жили по принципу «хлебом не корми, дай построить что-нибудь эпичное». Что ж, такова была культура той эпохи – в Советском Союзе действительно жили идеей покорения природы, желали сдвинуть горы и повернуть реки вспять. Последствия этого были не всегда положительными, и неудивительно, что от этой идеи человечество постепенно отказалось. Но что было, то было. Так что читайте и удивляйтесь.
Беломорканал
Полностью он называется Беломорско-Балтийским: 227-километровый водный путь соединил Белое море и Онежское озеро. Его строительство стало печальной страницей истории, поскольку велось почти исключительно силами заключенных. Условия были тяжелейшими: из 125 тысяч лагерных рабочих погиб каждый десятый.
Несмотря на это, трудились изо всех сил, поскольку за хорошую работу обещали сократить срок заключения. Над стройкой колыхались на ветру транспаранты с лозунгами «От жаркой работы растает твой срок!» и подобными. За счет такой самоотверженности огромную стройку выполнили всего за 2 года, с 1931 по 1933 годы.
И действительно, около половины подневольных строителей получили досрочное освобождение.
Волго-Дон
Столь же стремительно в первом послевоенном десятилетии велось строительство канала, соединившего Волгу и Дон – сбылось то, о чем мечтал еще Петр Первый.
Если Беломорканал строили вручную, то на строительстве Волго-Донского канала впервые в СССР началось применение многих передовых технологий. Новинкой стали шагающие и многоковшовые экскаваторы, необычным было даже появление тысяч самосвалов и сотен бульдозеров.
Ручного труда было все еще очень много. На стройке трудились 700 тысяч вольнонаемных рабочих, еще 100 тыс. военнопленных и 20 тысяч советских заключенных – двоекратное население Воронежа в те годы! Заключенным обещали «день за три» – при условии выработки в этот день 125% нормы.
Волго-Дон начали строить в 1948 году, а закончили в 1952-м. Уникальное гидросооружение имеет длину 101 км и насчитывает 13 шлюзов, каждый из которых выполнен в архитектурном стиле «сталинский ампир», включая знаменитую «Чапурниковскую лестницу» – 6 шлюзов, идущих подряд один за другим.
Волжская ГЭС
Крупнейшая из электростанций на Волге, поначалу носившая имя Сталинградской ГЭС, создавалась в конце сталинского правления. Строительство началось в 1950-м, а закончилось в 1962-м. Поэтому в первые два-три года трудились здесь в основном заключенные, но уже на третий год стройки колония Ахтублаг была расформирована, а на место заключенных пришли свободные трудящиеся. Примечательно, что поначалу строительство велось МВД СССР, а затем его передали гражданскому Главгидрострою.
Здесь также применялись новые технологии. Для перевозки стройматериалов через Волгу была построена грузовая канатная дорога, а электричество с новопостроенной ГЭС впервые транспортировали по линиям электропередач мощностью 500 кВ.
В первые несколько лет Сталинградская ГЭС была крупнейшей в мире – и остается самой большой в Европе по сей день, ее мощность 2,7 ГВт.
Это еще и единственная на Волге электростанция, в составе которой есть рыбоподъемник для пропуска миграционных видов рыб.
Красноярская ГЭС
В 1972 году Волжскую ГЭС затмила новая «гидростройка века» – заработала электростанция на Енисее в Красноярском крае. Ее мощность уже достигла 6 ГВт, сделав ее на несколько лет крупнейшей электростанцией мира.
Красноярская ГЭС носит первый отпечаток застоя, начавшегося в СССР в конце 1960-х. Ее строительство началось в 1956 году, турбины были запущены в 1972-м, но полностью станция была сдана лишь в 1982-м.