Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог

110 лет назад Российская империя пережила экономический бум, связанный с освоением Сибири и Дальнего Востока, а ключом к нему стала новая Транссибирская железная дорога. У современной России есть возможность повторить тот скачок: драйвером роста снова станут железные дороги.
Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог
Архивы пресс-службы

Сейчас Россия занимает третье место среди стран с наибольшей протяженностью железных дорог. Однако гордиться особо нечем: железных дорог в России нужно значительно больше, а их нынешняя нехватка серьезно сдерживает экономический рост.

Дефицит особенно чувствуется в восточной части нашей страны. От Урала до Тихого океана страну пронизывают две тоненькие артерии: БАМ и вышеупомянутый Транссиб, с несколькими короткими ветками вбок от основных путей. Шесть регионов вовсе не охвачены железными дорогами, включая республики Алтай и Тыва, Магаданский и Камчатский края, Чукотский и Ненецкий автономные округа.


«Нам нужно разгрузить Восточный полигон. Сегодня РЖД не всегда справляются с тем потоком товаров, которые нужно перевозить. Нас это сделает более независимыми».
Иван Абрамов
Иван Абрамов заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике

Восточный полигон (так обычно называют пару БАМ-Транссиб) не справляется с быстрорастущим транспортным потоком между Россией и Китаем. Дефицит пропускных мощностей настолько велик, что в последние десятилетия РЖД вынуждены были ввести суровые квоты для горнодобывающих компаний на перевозку полезных ископаемых.

Тупиковый путь

Правительство России в лице Российских железных дорог работает над исправлением ситуации. К началу третьего десятилетия 2020 года многие самые узкие места БАМа были расшиты, а Транссиб полностью электрифицирован. По расчетам РЖД, это позволило довести пропускную способность Восточного полигона до 144 млн т грузов в год. Дальнейшая работа в этом направлении позволит довести ее до 200 млн т.

Это позволит снять острый дефицит, но и только – а дальше тупик. Чтобы увеличивать товарооборот и развивать сибирские регионы, нужно строить новые ветки.

Новые железные дороги

Существует несколько интересных проектов. Самый перспективный и проработанный получил название Центрально-Евразийский транспортный коридор (ЦЕТК). Маршрут начинается на станции Курагино под Красноярском, проходит через Республику Тыва, далее сквозь Монголию в Китай и заканчивается в крупном промышленном центре Урумчи.

Центрально-Евразийский транспортный коридор

  • Общая длина – более 2000 км

  • Длина по территории России – около 500 км

  • Число мостов – 180 (на участке Курагино – Кызыл)

  • Общая протяженность тоннелей – 4,8 км

Идея коридора Россия – Монголия –Китай впервые была высказана в 2017 году. Его инициатором и главной движущей силой является правительство Тувы, но его поддерживают также в Красноярском крае, Иркутской и Новосибирской областях, Республике Хакасия. Все эти регионы ждет рост и расширение торговых связей, если коридор будет построен.

Второй виток роста

Когда в 1903 году заработала Транссибирская магистраль, это дало старт экономическому буму, который Россия переживала вплоть до начала Первой мировой войны. Началось массовое переселение на восток: из европейской части России в Сибирь ежегодно переезжали до полумиллиона человек. Быстро росли будущие сибирские миллионники Новосибирск, Красноярск и Омск, а также другие города.


«Фактически мы можем получить один из самых коротких транспортных путей от Транссиба до самых развитых экономических районов Западного Китая».
Михаил Котюков
Михаил Котюков глава Красноярского края

Может ли этот скачок роста повториться? Давайте погрузимся на несколько минут в предиктивную реальность и представим, что может измениться в нашей жизни, если эта дорога будет построена.

Во-первых, коридор Россия – Монголия – Китай значительно сократит путь между Сибирью и западными районами Китая. Больше не надо делать солидный крюк через Амурскую область, а значит, перевозка грузов станет дешевле.

Если дорогу начнут строить в ближайшие годы, экономический бум в стране придется на 2035–2050 годы. Считаете, что долго? Отнюдь: 2035 год от нас на таком же временном расстоянии, как и 2013-й.

Во-вторых, проект вдохнет новую жизнь в Северный морской путь. Маршрут будущей железной дороги проходит по берегу Енисея и Ангары, что позволит перегружать грузы из вагонов на корабли и доставлять их в Европу по рекам и далее северным морям самым экономичным способом. В целом грузооборот между европейской частью России, сибирскими регионами и азиатскими странами вырастет кратно.

В-третьих, Тува способна привлечь любителей приключений и истории своими живописными, практически нетронутыми ландшафтами.

«Благодаря новым возможностям мы хотим создавать среду, в которой хочется жить и работать».
Владислав Ховалыг
Владислав Ховалыг глава Республики Тыва

«Без железной дороги регион все еще остается труднодоступным. Это не самоцель... Да, с железной дорогой Тува становится привлекательнее для инвесторов. У нас появляются новые производства. Ведь с транспортнонеизолированным регионом выгоднее иметь дело, в нем выгоднее открывать предприятия. Среда для максимально комфортной жизни создается в каждом населенном пункте республики», – говорит глава Тувы Владислав Ховалыг.

Сложности

Существует ряд вызовов, которые придется разрешить, чтобы проект состоялся. Есть чисто политический вопрос достижения согласия и разделения ответственности между тремя государствами – Россией, Монголией и Китаем.

Отрезок пути пройдет через знаменитую Долину царей – тувинский аналог Долины фараонов в Египте. Представьте себе, как привлекателен будет для туристов маршрут через нее, но нужно продумать, как органично встроить железную дорогу в это памятное место.
Отрезок пути пройдет через знаменитую Долину царей – тувинский аналог Долины фараонов в Египте. Представьте себе, как привлекателен будет для туристов маршрут через нее, но нужно продумать, как органично встроить железную дорогу в это памятное место.
Архивы пресс-службы

Часть замечаний уже отработана авторами проекта. Например, участок маршрута, проходящий через природный парк Ергаки, теперь предполагается построить по технологии, ранее примененной в Канаде и доказавшей свою эффективность для сохранения природы.

Билет в новую реальность

Наконец, есть и чисто финансовые сложности. С учетом текущих цен строительство железной дороги оценивается в 300 миллиардов рублей. Это только та часть, которая пройдет по территории России: в Монголии действует собственная госпрограмма развития железнодорожного транспорта, и в нее включен участок дороги от границы России до границы Китая.

В российский бюджет расходы на ЦЕТК не заложены, однако в октябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал поручение правительству проработать целесообразность его строительства. Включен проект и в План реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г.


«Севморпуть и транспортный коридор "Север – Юг" до сих пор не имеют полностью построенной инфраструктуры, поэтому важно сначала оценить причины этих задержек и степень влияния на эти проекты развития новых коридоров. Если есть возможность расходовать средства и ресурсы на завершение проектов, то это скорее может быть рациональным шагом».
Михаил Сергеев руководитель проектов практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners

Несколько сильных частных инвесторов готовы участвовать в строительстве дороги, однако участие государства тоже необходимо, говорят в правительстве Тувы, чтобы частные инвесторы обрели достаточную уверенность.

В правительстве республики мне напомнили интересный факт: еще в начале XX века Китай поднимал вопрос о строительстве железной дороги в Туву. Затем уже Тува много раз поднимала вопрос организации железнодорожного сообщения с «большой» Россией – в годы СССР, затем уже в XXI веке, но каждый раз безрезультатно.

В этом году тувинцы отмечают 80-летие добровольного вхождения в состав России – это один из самых молодых регионов нашей страны. Решение о строительстве железной дороги для них станет наилучшим подарком, сказали мне: «Это мечта, над которой мы работаем много лет, и надеемся, что она когда-нибудь сбудется».