Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог
Сейчас Россия занимает третье место среди стран с наибольшей протяженностью железных дорог. Однако гордиться особо нечем: железных дорог в России нужно значительно больше, а их нынешняя нехватка серьезно сдерживает экономический рост.
Дефицит особенно чувствуется в восточной части нашей страны. От Урала до Тихого океана страну пронизывают две тоненькие артерии: БАМ и вышеупомянутый Транссиб, с несколькими короткими ветками вбок от основных путей. Шесть регионов вовсе не охвачены железными дорогами, включая республики Алтай и Тыва, Магаданский и Камчатский края, Чукотский и Ненецкий автономные округа.
Восточный полигон (так обычно называют пару БАМ-Транссиб) не справляется с быстрорастущим транспортным потоком между Россией и Китаем. Дефицит пропускных мощностей настолько велик, что в последние десятилетия РЖД вынуждены были ввести суровые квоты для горнодобывающих компаний на перевозку полезных ископаемых.
Тупиковый путь
Правительство России в лице Российских железных дорог работает над исправлением ситуации. К началу третьего десятилетия 2020 года многие самые узкие места БАМа были расшиты, а Транссиб полностью электрифицирован. По расчетам РЖД, это позволило довести пропускную способность Восточного полигона до 144 млн т грузов в год. Дальнейшая работа в этом направлении позволит довести ее до 200 млн т.
Это позволит снять острый дефицит, но и только – а дальше тупик. Чтобы увеличивать товарооборот и развивать сибирские регионы, нужно строить новые ветки.
Новые железные дороги
Существует несколько интересных проектов. Самый перспективный и проработанный получил название Центрально-Евразийский транспортный коридор (ЦЕТК). Маршрут начинается на станции Курагино под Красноярском, проходит через Республику Тыва, далее сквозь Монголию в Китай и заканчивается в крупном промышленном центре Урумчи.
Центрально-Евразийский транспортный коридор
Общая длина – более 2000 км
Длина по территории России – около 500 км
Число мостов – 180 (на участке Курагино – Кызыл)
Общая протяженность тоннелей – 4,8 км
Идея коридора Россия – Монголия –Китай впервые была высказана в 2017 году. Его инициатором и главной движущей силой является правительство Тувы, но его поддерживают также в Красноярском крае, Иркутской и Новосибирской областях, Республике Хакасия. Все эти регионы ждет рост и расширение торговых связей, если коридор будет построен.
Второй виток роста
Когда в 1903 году заработала Транссибирская магистраль, это дало старт экономическому буму, который Россия переживала вплоть до начала Первой мировой войны. Началось массовое переселение на восток: из европейской части России в Сибирь ежегодно переезжали до полумиллиона человек. Быстро росли будущие сибирские миллионники Новосибирск, Красноярск и Омск, а также другие города.
Может ли этот скачок роста повториться? Давайте погрузимся на несколько минут в предиктивную реальность и представим, что может измениться в нашей жизни, если эта дорога будет построена.
Во-первых, коридор Россия – Монголия – Китай значительно сократит путь между Сибирью и западными районами Китая. Больше не надо делать солидный крюк через Амурскую область, а значит, перевозка грузов станет дешевле.
Во-вторых, проект вдохнет новую жизнь в Северный морской путь. Маршрут будущей железной дороги проходит по берегу Енисея и Ангары, что позволит перегружать грузы из вагонов на корабли и доставлять их в Европу по рекам и далее северным морям самым экономичным способом. В целом грузооборот между европейской частью России, сибирскими регионами и азиатскими странами вырастет кратно.
В-третьих, Тува способна привлечь любителей приключений и истории своими живописными, практически нетронутыми ландшафтами.
«Без железной дороги регион все еще остается труднодоступным. Это не самоцель... Да, с железной дорогой Тува становится привлекательнее для инвесторов. У нас появляются новые производства. Ведь с транспортнонеизолированным регионом выгоднее иметь дело, в нем выгоднее открывать предприятия. Среда для максимально комфортной жизни создается в каждом населенном пункте республики», – говорит глава Тувы Владислав Ховалыг.
Сложности
Существует ряд вызовов, которые придется разрешить, чтобы проект состоялся. Есть чисто политический вопрос достижения согласия и разделения ответственности между тремя государствами – Россией, Монголией и Китаем.
Часть замечаний уже отработана авторами проекта. Например, участок маршрута, проходящий через природный парк Ергаки, теперь предполагается построить по технологии, ранее примененной в Канаде и доказавшей свою эффективность для сохранения природы.
Билет в новую реальность
Наконец, есть и чисто финансовые сложности. С учетом текущих цен строительство железной дороги оценивается в 300 миллиардов рублей. Это только та часть, которая пройдет по территории России: в Монголии действует собственная госпрограмма развития железнодорожного транспорта, и в нее включен участок дороги от границы России до границы Китая.
В российский бюджет расходы на ЦЕТК не заложены, однако в октябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал поручение правительству проработать целесообразность его строительства. Включен проект и в План реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г.
Несколько сильных частных инвесторов готовы участвовать в строительстве дороги, однако участие государства тоже необходимо, говорят в правительстве Тувы, чтобы частные инвесторы обрели достаточную уверенность.
В правительстве республики мне напомнили интересный факт: еще в начале XX века Китай поднимал вопрос о строительстве железной дороги в Туву. Затем уже Тува много раз поднимала вопрос организации железнодорожного сообщения с «большой» Россией – в годы СССР, затем уже в XXI веке, но каждый раз безрезультатно.
В этом году тувинцы отмечают 80-летие добровольного вхождения в состав России – это один из самых молодых регионов нашей страны. Решение о строительстве железной дороги для них станет наилучшим подарком, сказали мне: «Это мечта, над которой мы работаем много лет, и надеемся, что она когда-нибудь сбудется».