Зачем нужен «собачий клык» на крыле — объясняем крутую фишку авиации 20 века
Мне не встречалось, чтобы существовал какой-то аналог в русскоязычной терминологии: в описании Ил-62 он упоминается как «клюв» или «зуб», но это точно не официальный термин.
«Зуб» на крыле — часто встречающийся элемент
Кроме нашего авиалайнера, этот элемент изначально существовал в конструкции планера таких знаменитых машин, как F-4 Phantom, F-15 Eagle, C/F-18A Super Hornet и многих других. Другие самолеты получили его по замечаниям пилотов уже после начала эксплуатации – например, так случилось с Hawker Hunter, одним из первых британских реактивных истребителей, и малым самолетом Daher Kodiak.
Цель – не допустить штопора
Смысл «клюва» в том, чтобы создать вихревой жгут на крыле. Он улучшает поведение самолета при высоких углах атаки, препятствуя резкому срыву воздушного потока и сглаживая изменение подъемной силы, а это снижает риск срыва самолета в штопор.
Поскольку полеты на больших углах атаки чаще всего практикуют военные пилоты при маневрировании в воздушном бою, чаще всего этот элемент встречается на военных машинах.
Самое известное исключение – наш Ил-62. Особенность этого лайнера – Т-образное оперение в сочетании со сдвинутым к хвосту крылом. Такая схема создает высокую угрозу сваливания в плоский штопор, если самолет случайно задерет нос. У других самолетов, таких как Ту-154, с этой проблемой борются с помощью предкрылков, но конструкторам дальнемагистрального Ила нужно было максимальный объем крыла отвести под топливные баки, поэтому они заменили предкрылки на «собачий зуб».