Два ведущих мировых авиаконцерна, Boeing и Airbus, производят очень похожие на вид самолеты. Впечатление схожести пропадает, стоит попасть в кабину.
Может ли пилот Boeing управлять самолетом Airbus – и наоборот

«Права» получают не просто на самолет, а на конкретную модель
«Я всю жизнь летал на "Боингах". Каждый раз, когда я оказываюсь в кабине Airbus, я совершенно теряюсь, – пишет Рэнди Дункан. – Я даже не знаю, как запустить двигатели».
Перед тем, как начать возить пассажиров, каждый пилот должен пройти фирменный курс обучения и получить сертификат: «Для этого мне пришлось бы посещать наземную школу, пройти кучу тестов, провести время на тренажерах, затем в симуляторах полета, совершить несколько контрольных вылетов, а затем несколько раз полетать на самолете в реальной жизни, чтобы получить лицензию. Это большая работа».

Причем правила не позволяют пилоту иметь одновременно действующие рейтинги двух разных концернов, объясняет другой пилот Хасмал Доун. Более того, внутри линейки Boeing есть несколько непересекающихся допусков: «Лайнеры 757/767 и 777/787 образуют две группы. Я знаю нескольких человек, которые получили допуск и на 757-е, и на 737-е, но это редкость».
У европейского концерна все проще: «Начиная с A320, у Airbus другая концепция полетной палубы, и гораздо проще получить разрешение на эксплуатацию нескольких типов самолетов».

В чрезвычайной ситуации посадить незнакомый авиалайнер возможно
«Я бы сказал, что пилоту, сертифицированному на одном самолете, будет трудно, но не невозможно посадить другой с небольшой помощью», – ответил Джон МакГоуэн. За свою летную карьеру он четыре раза переходил между лайнерами Boeing и Airbus.
«Современные самолеты хороши тем, что посадить самолет на ВПП можно на автопилоте. При небольшой помощи по радио и достаточном количестве времени, они смогут справиться с поставленной задачей, правильно выбрать полосу, скорость и высоту вплоть до момента захода на посадку, что обеспечит очень высокую вероятность успешного возвращения на землю».
Заметьте, высокую, но не стопроцентную.
«Если под словом "летать" подразумевается управление самолетом по трем осям, то да, я бы смог управлять Airbus, но выглядело бы довольно неуклюже, – пишет Дункан. – А если мне придется его сажать, держитесь за ручки кресла: держу пари, будет много предупредительных сигналов и предупреждений!»