Всего один случай в истории: как работал странный электропаровоз

В любой другой ситуации железнодорожники сочли бы паровоз на электричестве бредом спятившего машиниста. Но только не в Швейцарии – стране, где и создали такой локомотив в годы Второй Мировой войны.
Всего один случай в истории: как работал странный электропаровоз
Archiv ABB Schweiz
Содержание статьи
Швейцария еще со средних веков известна как страна знатных технарей и инженеров.

К 1940-м годам, когда началась война, почти ¾ ее железных дорог уже были электрифицированы. Энергию для них практически бесплатно поставляли гидроэлектростанции на горных реках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако поскольку солидная часть путей сообщения все еще оставались неэлектрофицированными, в стране продолжали работать многочисленные паровозы. Они же возили поезда на международных линиях, соединявших ее с соседними Германией, Францией, Австрией и Италией.

Уголь для них поставляли из Германии. Когда началась Вторая мировая война, с поставками начались перебои. Тогда-то компания «Швейцарские федеральные железные дороги» решила попробовать перевести свои паровозы на электричество.

Не путайте с турбовозами — локомотивами, у которых пар крутит турбогенератор, а тот питает энергией тяговые электромоторы.

Как был устроен электропаровоз

Для эксперимента взяли два трехосных паровоза класса SBB E 3/3, присобачили им на крышу пантографы, в котел вмонтировали ТЭНы, запитав их через два трансформатора суммарной мощностью 480 кВт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомогательные устройства, водный насос, освещение и другие работали от аккумулятора.

SBB E 3/3 локомотив
Конверсия каждого локомотива обошлась железнодорожной компании в 100 тысяч швейцарских франков.
douglas-self.com

Котлы и прочее снаряжение для работы на угле тоже оставили, чтобы электропаровозы могли совмещать работу на линиях, оборудованных электричеством и не оборудованных. В результате вес каждого локомотива вырос с 35 до 42 т. Однако эта прибавка оправдывалась тем, что один переоборудованный E 3/3 экономил за день до 1,2 тонны угля. Кроме этого, развести пары на электропаровозе можно было всего за час. У обычного паровоза этот процесс занимает как минимум 2-3 часа (если вам интересно, как это делается, почитать можно здесь).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Электропаровоз в Швейцарии
Интересно, что в те годы частота тока на швейцарских железных дорогах была в 3 раза меньше, чем в наши дни — 16 2/3 Гц. Это максимальная частота, на которой электродвигатели постоянного тока могут работать без управляющей электроники.
douglas-self.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему от него отказались

Все же в целом электропаровая силовая установка оказалась менее эффективной из-за потерь при многочисленных преобразованиях энергии. Так что, несмотря на даровое электричество, расширять проект швейцарцы не стали. Более того, с двух уже переоборудованных машин электрическое оборудование сняли в начале 1950-х. Один из них, E 3/3 под номером 8522, и в наши дни можно увидеть: он работает на исторической железной дороге Сюрзее-Триенген.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Серийный паровоз SBB E 3/3 image
Серийный паровоз SBB E 3/3
Wikidata

Электропаровозы наших дней

Несмотря на частичную неудачу того проекта, предложения совместить электрическую и паровую тягу продолжают появляться время от времени. В 1992 году в Канаде был получен патент на электропаровой локомотив. Осталось неизвестным, для чего автор собирался его использовать, поскольку до образца в железе дело не дошло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато электропаровозы нашли два других применения, довольно полезные, на исторических линиях.

Исторические паровозные маршруты

В Швейцарии сохранившиеся до наших времен паровозы оборудованы ТЭНами в котлах, хотя пантографов у них нет. Электричество подключают от стационарного источника, чтобы в ночь перед рейсом развести пары, сэкономив уголь в тендере. Автоматические выключатели включающими подогрев ранним утром, так что ко времени отправления все готово – машинисту остается нажать рычаг и трогаться в путь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Steam train of the Brienz Rothorn Bahn
James Petts | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модели поездов

Энтузиасты масштабных моделей поездов тоже используют электричество, чтобы создавать реалистичные работающие на пару паровозы.

Масштабная модель паровоза
Hornby