«С вами не соскучишься»: удивительные приключения газотурбохода «Буревестник»
С ним советские кораблестроители замахнулись на новый рубеж: от скорости 60-70 км/ч, типичной для судов типа «Ракета» и «Метеор», выйти на уровень 100 км/ч.
«Буревестник»: портрет в крупных чертах
Даже внешне «Буревестник» выглядел иначе: более приземистый, словно стелющийся над водой, более вытянутый в длину, с зализанными формами. Крылевая система – более тонкая и изящная. Вместо винтов – два водомета с реверсивно-рулевыми устройствами.
Но главное новшество – два турбовинтовых двигателя АИ-20 с самолета Ил-18. Для работы на корабле их перевели с керосина на судовое дизельное топливо и дефорсировали с 4000 до 2700 л. с.. Несмотря на это, общая мощность силовой установки получилась в 2,5 раза больше, чем у «Метеора», при сравнимых размерах.
Пламя из сопла
Доводку корабля выполняли в конце 1964 года на испытательной базе на Горьковском водохранилище, после чего корабль нужно было перегнать на завод «Красное Сормово» в Горьком. Стоял ноябрь, температура упала до -25°C, водохранилище уже покрылось достаточно толстым льдом. Из Городецких шлюзов позвонили и предупредили, что корабль должен прошлюзоваться до середины дня, иначе ему придется зимовать на водохранилище, вспоминал позже один из участников этого похода Андрей Недошивин, доцент кафедры ДВС и автоматики СЭУ ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова.
Не дожидаясь потепления, стали заводить двигатели. К удивлению многих, первый двигатель подхватил легко – возможно, кто-то из механиков добавил разбавил летний дизель керосином.
Однако затем из сопла вырвался хвост пламени длиной около 7 м. У пожарного инспектора, приехавшего проверить систему искрогашения, глаза вылезли на лоб. Стали разбираться и обнаружили, что механики забыли слить топливо из системы орошения. Слили топливо, после чего второй двигатель запустился без происшествий.
Ледокол с крыльями
Ломая лед корпусом и стойками крыльев, «Буревестник» отошел от причала и пошел в сторону шлюзов. Пройти мешали первые бедовые рыбаки, вышедшие на ранний лед. На сирену они не отреагировали и капитан корабля Виктор Полуэктов пошел в психическую атаку. Он добавил газу, легкий и мощный СПК начал выходить на крыло. Рыбаки россыпью бросились в стороны, побросав снаряжение.
«Буревестник» благополучно прошел шлюзы, доказав возможность движения в крыльевом режиме даже при небольшой толщине льда.
Лед в машинном отделении
У стенки «Красного Сормова» случился новый казус. Спустившись в машинное отделение, инженеры с удивлением обнаружили, что одна из турбин покрыта панцирем льда. Оказалось, что после слива топлива на испытательной базе один из штуцеров системы орошения небрежные механики не закрыли целиком, и из трубы на кожух турбины всю дорогу хлестала вода. В то же время кожух обдувало струей морозного воздуха из системы охлаждения. Обиженный пожарный инспекторы изрек историческое «С вами не соскучишься» и ушел, пока его не ошарашили чем-то еще.
Несмотря на казусы, Буревестник успешно прошел испытания.
В 1968 году с «Буревестником» произошла первая серьезная авария
На одном из волжских перекатов он догнал транспортный корабль обычного типа и капитан дал отмашку на обгон с левого борта. По правилам, рулевой обгоняемого судна должен был подтвердить согласие с маневром, но он этого не сделал. В этом случае капитану СПК следовало отказаться от обгона, но он понадеялся на авось. Когда два судна поравнялись, теплоход резко повернул влево и два судна столкнулись.
Халатность снова подвела в 1974-м
«Буревестник» починили и он продолжил ходить уже под началом другого капитана, но в 1974 г. последовало новое столкновение. На этот раз причиной стал отказ одного из рулевых устройств водометов, из-за которого во время расхождения с другим кораблем СПК развернуло. Причиной аварии стала небрежность техников при обслуживании рулевого устройства.
В обоих случаях никто из пассажиров или экипажа крылатого судна не пострадал, что указывает на высокую живучесть и безопасность.
Однако эти происшествия наверняка внесли вклад в решение начальства Волго-Окского речного пароходства в 1981 г. прекратить эксплуатацию корабля и списать его. Ни сам «Буревестник», ни его создатели в этом не виноваты, но речники оказались не готовы к тому, чтобы ответственно эксплуатировать инновационный корабль.