Прощайте, ГЭС: как Америка поворачивает историю рек вспять
Резервуары опустошили еще в январе и феврале, подорвав плотины взрывчаткой. Сейчас остатки разбирают, параллельно идет рекультивация ранее затопленной земли и заселение молодняка исторических видов рыб, таких как североамериканский лосось и радужная форель.
Водохранилища на диком Западе
Многим из плотин, уже разобранных или пока оставленных, уже более 200 лет. Первые европейские поселенцы строили их, чтобы поставить водяные мельницы и приводить в движение лесопилки.
Затем в конце XIX века появились первые гидроэлектростанции.
Была у этой деятельности и неприглядная сторона. Для большинства индейских племен олени и лосось составляют основу пропитания, так что белые поселенцы намеренно затопляли самые лучшие охотничьи угодья, чтобы вынудить уйти индейцев, и перегораживали плотинами реки, останавливая миграцию лосося.
Искусственные озера наших дней
Сейчас роль гидроэнергетики уже не так велика. Водохранилища стали привычной частью ландшафта для нынешних жителей, потомков прежних завоевателей. В них теперь водятся озерные виды рыб — карп, окунь, сом и другие. Люди любят приезжать на водохранилища для отдыха, рыбалки, покататься на каноэ и даже полетать на гидроплане.
Скрытая опасность
Даже если забыть про индейцев, у водохранилищ есть немало критиков.
Для начала, вода в них застаивается и становится токсичной. Если вы бывали на российских водохранилищах в середине июльской жары, то представляет из себе, о чем речь — нагреваясь, стоялая вода покрывается толстым слоем сине-зеленых водорослей и начинает тухло пахнуть.
Наиболее старые плотины опасны и с точки зрения наводнений. Будучи примитивными по конструкции, они не оборудованы устройствами аварийного водосброса, а их ветхость вызывает опасения из-за возможного прорыва плотины в случае сильных паводков.
Из-за плотин в Северной Америке резко сократилась численность традиционных местных видов рыб - лососевых и угря.
Кто за ликвидацию плотин
Очевидно, большой движущей силой в этом направлении стали потомки тех индейцев, что вынуждены были покинуть родные места, когда их затопило. В Штатах существует немало местных обществ, объединяющих потомков бывших племен — шаста, карук, альтурас и других, - активно стучащихся во все инстанции и добивающихся восстановления своих прав.
В 1970-х произошло историческое событие: федеральные власти приняли закон, восстанавливающий индейцев в правах, включая возвращение утерянных земель. Процесс этот небыстрый, но он идет.
Экологи-консервационисты и историки поддерживают усилия этих общин.
Вы удивитесь, но на их стороне также находятся федеральные агентства, отвечающие за контроль за безопасностью, и даже сами энергетики. Власти требуют, чтобы плотины поддерживались в технически безопасном состоянии. Для этого им нужна реконструкция и ремонт — в том числе, оборудование устройствами аварийного сброса и рыбоподъемниками для миграции лосося. Зачастую энергетической компании дешевле разобрать плотину, чем ремонтировать ее снова и снова. Тем более, что в наши дни существует другие виды чистой энергии.
Кто против ликвидации плотин
Для многих местных жителей искусственные озера стали важной частью их жизни. Даже если их предки поступали неправильно, для нынешнего поколения это родная земля и они чувствуют, что их интересы тоже должны быть учтены. Многие уверены, что будут испытывать ностальгию, если водохранилище исчезнет. А те, кто живет на берегу, опасаются, что стоимость их недвижимости резко упадёт.
Как ликвидируют плотины
Из-за этих противоречий каждому проекту ликвидации предшествуют упорные общественные дебаты. Однако дебаты — это важный и нужный этап, позволяющий учесть интересы всех сторон и не оставить обиженных.
Когда согласие найдено, начинаются работы. Платину так или иначе открывают - поднимают специальную створку, либо, если ее нет, то проделывают в плотине дыру, как в случае на реке Кламат.
Вода устремляется вниз грязным потоком. На несколько недель вода на всем протяжении реки ниже по течению становится непригодной для питья или для жизни рыб. Пришлая водная фауна, те же карпы и окуни, быстро исчезают.
В это время уже ведется подготовка к следующим этапам. Волонтеры заготавливают семена местных растений, в питомниках выращивается молодняк миграционных рыб, которых заселят в реку вместо погибших.
Плотина тем временем разбирается.
В этот период бывшее дно водохранилища становится непроходимым из-за толстого слоя ила — в этой почве можно легко увязнуть, как в болоте. Чтобы оно не заросло сорными травами, его тут же начинают засаживать семенами эндемных растений, применяя для этого авиацию.
Наконец, бурная деятельность завершается, но еще несколько десятилетий команды экологов отслеживают состояние реки и окружающих ее земель, чтобы получить устойчивый природный баланс.