Зачем компаниям создавать корпоративные суперприложения: все сервисы для работы в одном смартфоне
Связать регионы: одно суперприложение для всех сотрудников
Ветки мейлов, чаты в мессенджерах, Skype или Zoom. Небольшие компании используют «гражданские» сервисы, крупные компании — свои разработки. Такая самостоятельная разработка — довольно непростая задача сама по себе. Но все же, когда подавляющее большинство твоих сотрудников и так работает с защищенных компьютеров, внедрить новое приложение несложно. У «Норникеля», к примеру, более 80 тысяч сотрудников, и 75% из них большую часть времени не работают за компьютером — они находятся на производствах, в цехах, на рудниках и удаленных объектах.
Норильск, Мурманск, Мончегорск, Чита, Санкт-Петербург, Москва — география компании охватывает всю страну, поэтому и центры обработки данных есть в разных городах. Такая разветвленная сеть обмена информацией требует соблюдения жестких требований информационной безопасности. В итоге идея создать мобильное корпоративное суперприложение, объединяющее множество сервисов, стала по-настоящему масштабным проектом.
Хотелось объединить в одном приложении все, что может быть необходимо менеджерам и рабочим: возможность делать рассылки и получать обратную связь, искать вакансии внутри компании и следить за новостями по своей специализации, узнавать о мероприятиях и «плюшках», даже записываться к врачу, бронировать билеты и отель для отпуска.
Как создать суперапп: кейс «Суперники»
Идея создать такой суперапп возникла в 2021 году. К тому моменту, как у любой современной компании, у «Норникеля» были свои разработки. Еще в 2015 году заработал личный кабинет сотрудника - с тех пор количество сервисов только росло. В какой-то момент появилась и мобильная версия корпоративного портала, разве что попасть на ресурс было непросто — мешала сложная процедура идентификации.
В 2022 году в рамках смены технологического стека на отечественный, участники проекта супераппа решили собирать его на базе защищенного мессенджера eXpress от Unlimited Production, системы управления доступом Keycloak и собственных разработок. Уже весной 2023 года суперапп вошел в тестовую эксплуатацию, а осенью компания выпустила релиз.
Приложение такого уровня безопасности требует настройки аутентификации, которую обычно делают через компьютер. У работника в шахтах с собой есть только личный телефон. Поэтому к задаче раздачи первичных персональных паролей подключили и фронт-офис, и HR-подразделения на местах. Так сотрудники могли получить код доступа в офисе, куда заходили по кадровым вопросам, либо же воспользоваться киоском самообслуживания или чат-ботом компании.
В результате, всего за полгода с соблюдением регламента безопасности к супераппу подключились 30-40% сотрудников. Сегодня — уже больше половины, более 51 тысячи, из 25 городов России. В этому году команда планирует довести долю подключенных специалистов до 90%.
«Бурильщики и машинисты погрузочно-доставочных машин, водители и ремонтники, электросварщики и электромонтеры, начальники и сотрудники в офисах Москвы, Мончегорска, Читы и других городов — все используют это приложение», — рассказал нам Василий Корнейчук, ИТ-бизнес-партнер блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью «Норникеля».
На первом месте — безопасность данных
Всего в команде проекта «Суперники» было 8-10 человек. Часть из них — со стороны компании-разработчика, часть — из eXpress. Им предстояло объединить инфосистемы ИТ, бизнеса и HR. Задача вышла интересной, но непростой. На первых этапах часть запланированной архитектуры пришлось перестраивать под новые идеи.
Очень важно было, чтобы «Суперника» не была «монолитной». Только открытая платформа позволила бы в дальнейшем свободно добавлять новые сервисы и доводить их до релиза за месяцы, а не за годы.
С технической точки зрения суперапп построен на базе микросервисной архитектуры со множеством геораспределенных серверов и элементов. В памяти смартфона при этом хранится лишь небольшой кеш, и то в зашифрованном виде. А передается информация с применением технологии сквозной эллиптической криптографии. Ключи шифрования корпоративных серверов при этом недоступны даже их администраторам.
Такой уровень безопасности просто необходим оператору объектов критической инфраструктуры. У компании даже есть свои «хакеры», которые регулярно пробуют взломать системы компании и найти уязвимости. Список требований по безопасности к супераппу насчитывал почти 200 пунктов. Выполнить их помогли механизмы защиты каналов связи: трехфакторная аутентификация при регистрации пользователей, сквозное шифрование и сквозная аутентификация Single Sign-On.
«Всё здесь! Все здесь!»: одно приложение для всего
«Всё здесь! Все здесь!» — таков девиз супераппа. Сегодня он включает в себя около 40 сервисов. К слову, там есть тот самый личный кабинет, запущенный в 2015 году. Сотрудник может узнать о зарплате, своем социальном пакете и отпуске, откликнуться на внутренние вакансии.
Особой популярностью, по словам Василия Корнейчука, пользуется сервис оценки работы персонала «Оценка 360». Раз в год специалисты оставляют обратную связь о сильных и слабых сторонах некоторых своих коллег и подчиненных. Теперь сотрудникам не нужно оставаться в офисе, чтобы заполнить опросник с компьютера — они могут это сделать в любой момент с телефона: из такси или такси по дороге на работу. Инструменты обратной связи в формате «прямой линии 365 дней в году» тоже хорошо себя показывают.
В «Супернике» многое направлено на профессиональное развитие сотрудников. По сути, в нее встроено полноценное корпоративное СМИ. Пользователь сам может выбрать интересующие его темы и сформировать таргетированную ленту из новостей всей компании, регионального подразделения и конкретной специализации. Также там есть модуль вопросов для руководителей компании и блок аналитики цифрового поведения пользователей.
Есть и сервисы для личного развития и налаживания горизонтальных связей. В приложении можно записаться на тренировки и спортивные мероприятия, там же есть образовательные программы Школы мастера и Школы лидерства для линейных руководителей с элементами искусственного интеллекта. Есть отдельные сервисы для работников с семьями, а также интеграция с приложением «В хорошей компании» для молодых сотрудников.
В планах — еще больше сервисов, а также повышение стабильности и увеличение быстродействия. В ближайшее время у сотрудников появится возможность через приложение записываться к врачу, смотреть медицинскую карту и результаты анализов. В пилотном формате запущен даже сервис брони билетов и отелей для отпуска. Обещают добавить и ресурсы для развития профессиональных сообществ.
Отдельный блок функций разрабатывается для рабочих вопросов. У такого мобильного приложения есть потенциал стать инструментом для улучшения промышленной безопасности. С личного телефона гораздо проще сообщить о микроаварии, оголенном кабеле или поломке оборудования — сделать фото, описать проблему и отправить все напрямую ремонтникам. Еще один рабочий вопрос — персонифицированный заказ спецодежды. Скоро работникам не нужно будет ходить в офис для оформления запроса. В 2025 году команда займется внедрением расширенного электронного документооборота, тогда в приложении появится возможность ставить электронную подпись.
По словам Василия Корнейчука, это большой прорыв в доступности сервисов и информации для сотрудников вне зависимости от того, где физически находится их рабочее место. Пока автоматизированные сервисы повышают эффективность работы, новостная лента и мессенджер помогают чувствовать себя частью большого сообщества профессионалов. Именно для этой цели в кратчайшие сроки и создавался один из самых многофункциональных в стране корпоративных супераппов.