Обучение VR-наивных: как технологии виртуальной реальности помогают получать твердые и мягкие навыки
О VR снято множество фильмов и передач, написаны десятки книг и статей разной степени научности, записаны тысячи подкастов. Но обычно мы все-таки думаем о технологиях виртуальной реальности в повседневной жизни как об инструменте маркетинга. На самом деле, VR-технологии способны на большее — это не просто дорогая «игрушка». Они помогают лечить, строить здания, заниматься геологоразведкой и, конечно, учить.
VR-технологии в образовании
Еще недавно понятия виртуальной (VR) и расширенной (AR) реальности существовали отдельно. Но сейчас в профессиональном сообществе их уже не разделяют, говоря, скорее, о расширенной реальности — XR.
Одна из самых продвинутых в применении XR сфер – образование. Многие ведущие университеты мира включают в программы курсы XR, считая, что за виртуальной вселенной, скорее, не будущее, а настоящее.
Пока, конечно, необходимые ученикам навыки лежат преимущественно в плоскости программирования – до недавнего времени работа с VR немногим ведь отличалась от разработки видеоигр и другого смежного контента. Например, будущие пилоты обучаются на авиатренажерах, в которых за счет VR создается визуализация реальных мест, ландшафтов и погодных условий.
Но наиболее продвинутые научные и бизнес-школы уже несколько лет говорят о том, что программировать, безусловно, нужно уметь, но гораздо важнее – знание VR-разработчиками психологии, их эмпатия и понимание «планеты людей» в принципе.
Например, в рамках исследования переговорные навыки при помощи VR-обучения развивали у банковских консультантов. Виртуальная симуляция с актерами, изображающими клиентов, помогла им провести с пользой 70% всего времени обучения, тогда как у группы с оффлайн-воркшопом эта цифра составила лишь 45%.
«VRожденная» эмпатия: обучение социальным навыкам
В VR можно обучать буквально чему угодно, в том числе любви, добру и сопереживанию. Технология помогает человеку встать на место другого и, тем самым, пробудить эмпатию. Например, к представителям наиболее уязвимых социальных групп: бездомным или людям с ограниченными возможностями. И это срабатывает. Побывав на чужом, виртуальном месте, человек уже не остается прежним.
Это видно на примере еще одного исследования: врачей обучали навыкам общения в виртуальной симуляции, где им предстояло убедить родителей сделать ребенку прививку. В итоге 92% отметили, что в VR они как будто проживали реальный опыт и говорили очень убедительно.
Технологии виртуальной реальности применяют и в психотерапии: чтобы помогать пациентам справляться с тревожностью и фобиями, переживать травмы. Эта отрасль, вообще, чуть ли не пионер использования VR. Первая статья о том, как студентов лечили от акрофобии (боязнь высоты) была издана почти 30 лет назад! Тогда еще не было ни гарнитур, на современной графики, а эффект уже был. У людей с психическими расстройствами VR-тренинги помогают ускорить реабилитацию, обрести уверенность в себе и научиться отстаивать свои границы. Все благодаря возможности погрузиться в незнакомый, но безопасный мир и постепенно привыкнуть к ситуациям, которые когда-то вызывали дискомфорт.
Да и прямо сейчас VR-технологии помогают детям адекватно реагировать и адаптироваться к реальности. Так, обучающую программу по социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработал городской университет Гонконга. VR-программа помогает детям адекватно реагировать и адаптироваться к реальности. Этот опыт считается одним из ярких мировых примеров.
В ближайшем будущем VR в онлайн-обучении сможет помогать справляться с переживаниями на фоне всеобщей нестабильности. А главное – проявлять больше эмпатии к тем, кто оказался рядом. Особенно актуально это для тех членов общества, кто в силу своих особенностей часто оказывается в вынужденной изоляции, испытывает недостаток общения, поддержки и мотивации.