Восстановить мост в Балтиморе мешает закон, придуманный во времена парусных кораблей
Нашумевшая катастрофа унесла жизни шести человек, на несколько дней парализовала порт и принесла прямых убытков на $81 миллиард. Сейчас морское сообщение с Балтимором восстановлено, однако предстоит заново отстроить мост, работавший с 1977 года, и выплатить страховки семьям погибших.
Судовладелец может избежать ответственности благодаря лазейке, придуманной более 170 лет назад
Так считает Лоуренс Бреннан, профессор адмиралтейского и международного морского права в Школе права Фордхэмского университета. «Я ожидаю, что судовладелец воспользуется Законом об ограничении ответственности 1851 года», – сказал он в комментарии для Fortune.
Этот закон был разработан для защиты владельцев парусных кораблей в случае крушения и ограничивал размер исков потерпевших стоимостью судна – в том состоянии, в каком оно находилось после аварии. Для того, чтобы воспользоваться этим законом, Grace Ocean придется внести залог в размере стоимости судна – и фактически признать свою вину. Однако в таком случае она выплатит на многие миллиарды меньше реально причиненного вреда.
«Этот старинный статут был разработан для парусных судов, а не для моторизованных кораблей, – объясняет Бреннан. – У него много недостатков, но он многократно применялся по-прежнему действует в США».
Самый яркий пример его применения – катастрофа «Титаника»
Компания Oceanic Steam Navigator, которой он принадлежал, потребовала защиты по тому старинному закону, и хотя суды отметили, что британские правила отличаются от американских, апелляционный суд удовлетворил это требование. Поскольку стоимость «Титаника» после катастрофы составляла ноль долларов ноль центов, можно догадаться, сколько выплатила компания по искам.
Возможно, до применения этого закона не дойдет
По другому вероятному сценарию, Grace Ocean будет стремиться к досудебному урегулированию. Большинство судовладельцев добиваются этого.
Есть подозрения, что Grace Ocean плохо следила за Dali
Сейчас многое зависит от того, что покажет расследование. Есть сильные основания полагать, что фирма, владевшая кораблем, содержала его в аварийном состоянии.
Это не первый крупный инцидент с участием Dali: в 2016 году с ним случилась серьезная авария в порту Антверпен в Бельгии. Семью годами позже, в 2023 году, Токийская служба охраны провела инспекцию его машин и обнаружила ряд недостатков. Однако в стандартном осмотре, проведенном Береговой охраной США, эти недостатки не упоминались. Все эти обстоятельства могут сыграть против судоходной компании.
Что известно о мосте Фрэнсиса Скотта Ки
Построенный в 1977 году, этот мост соединял берега внешней гавани Балтимора. По нему проходила платная автомобильная трасса I-695, одна из важнейших дорог этого региона Штатов, соединявшая Нью-Йорк и Вашингтон.
Общая длина моста почти достигала 2,6 км, а основной судоходный пролет имел длину 366 м и высоту 52 м – его неразрезная стальная ферма третья в мире по величине.
Что известно о контейнеровозе Dali
Виновник аварии был построен в 2014 году в Южной Корее на верфях Hyundai Heavy Industries. По контракту, было построено два однотипных корабля, Dali и Cezanne, названные в честь двух знаменитых художников. Они представляют собой модифицированный вариант проекта контейнеровоза Hyundai 9000, рассчитанного на перевозку стандартных контейнеров, но их надстройки сдвинуты дальше от кормы для увеличения вместимости.
Изначально оба корабля принадлежали греческому судовладельцу и были зафрахтованы Maersk, но в 2016 году, после удара о причал в Антверпене, исходный владелец продал их Grace Ocean в Сингапур.