По скользкой дорожке: спорткары покоряют сложнейшие треки
Все заезды проводились на природном льду по специально подготовленной и омологированной РАФ дорожке длиной 14-15 км, рассчитанной на среднюю скорость 300 км/ч. Рекордные попытки предпринимались на дистанции 1 километр с хода и 1 километр с места по регламентам РАФ и FIA. В этом году в регламент фестиваля также вернулась дистанция – 500 метров (с хода и с места). Задача пилота – проехать дистанцию в обе стороны в течение часа. Результат – среднее арифметическое показанной скорости. К заездам допускались как серийные (категория Б), так и специально подготовленные автомобили, соответствующие техническим требованиям РАФ.
Рождение новой звезды: Сарма 2 Evolute
Главным событием фестиваля стала премьера нового электрического спортпрототипа Сарма 2 Evolute. Это уникальный проект, в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Прототип был построен с использованием компонентов от отечественных поставщиков, которые проходят испытания в составе российских электромобилей EVOLUTE и будут применяться в серийном производстве этих электромобилей на заводе марки в Липецкой области в ближайшей перспективе.
Идейный вдохновитель проекта — многократный рекордсмен России, тележурналист, основатель команды LAV Racing и главный организатор фестиваля «Дни скорости на льду Байкала», Андрей Леонтьев. Разработка, сборка и испытания происходили под руководством Станислава Лыжина, эксперта по постройке картинговых болидов и гоночной техники, который также отвечал за постройку первой версии болида Сарма. Сборка Сарма 2 Evolute осуществлялась в Волгограде силами конструктора Анатолия Шубина и его команды Karkas34.
Сарма 2 Evolute это совершенно новая увеличенная в размерах конструкция с постоянным полным приводом и подвеской, оснащенная двумя батареями и электроприводом. Масса нового «болида» составила всего 750 кг.
Аккумулятор спортпрототипа был разработан по индивидуальным чертежам и в кратчайшие сроки специалистами компании «Системы Автономной Энергии» (САЭ). Комплект из двух тяговых батарей, расположенных симметрично вдоль левого и правого борта электромобиля. После коммутации система имеет следующие характеристики на выходе: номинальное напряжение – 350 В, номинальная емкость – 100 А·ч, номинальная энергия – 35 кВт·ч. Система способна поддерживать длительные высокие значения силы тока, достигающие 500 А, и отличается высокими показателями надежности, характерными для высоковольтных батарей, которые используются в электробусах и троллейбусах с автономным ходом.
Для удобства эксплуатации и обслуживания в кабину пилота была встроена собственная система мониторинга состояния батареи САЭ Remote, позволяющая отображать такие параметры, как уровень заряда, температура, напряжение и сила тока.
Электропривод прототипа был реализован НТЦ «Приводная техника». Его особенность заключается в том, что он может работать в большом диапазоне нагрузок и тем самым быть применимым на различных классах автомобиля. Также он имеет отличные массогабаритные характеристики и высокую удельную мощность.
В качестве силовой установки используется синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, в состав которого входят мотор, редуктор и силовой инвертор. Электропривод EDM-60/120 расположен продольно и обладает номинальной мощностью 60 кВт, а его пиковая мощность достигает 120 кВт. В результате, мотор выдает 14 000 об/мин.
В заезде на 1 километр с хода за рулем болида Cарма 2 Evolute выступила Анастасия Нифонтова – известная российская авто и мотогонщица, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту. А также, в заезде на 1 км с места за рулем Сармы 2 Evolute выступал один из создателей прототипа — Станислав Лыжин.
В гонке с ходу на дистанцию в 1 км, Сарма 2 Evolute продемонстрировал максимальную среднюю скорость 186,248 км/ч, что выше чем существующий рекорд 1977 года в классе А VIII 2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг), который держался 47 лет и составлял 161,700 км/ч. Во время заезда были использованы стандартные шипованные шины Ikon Tyres Nordman 8 от российского производителя Ikon Tyres, специализирующегося на создании зимней резины для сложных климатических условий.
Как проявили себя другие участники
EVOLUTE i-JET (B VIII 5) показал отличные результаты в категории серийных электромобилей и на дистанции 500 метров при старте с места под управлением опытной гонщицы Марии Мельниковой набрал максимальную среднюю скорость более 81 км/ч. При старте с ходу на расстояние в 1 километр спортивный кроссовер, за рулем которого находился известный пилот кольцевых гонок Виталий Ларионов, развил среднюю скорость более 221 км/ч., тем самым обновив предыдущий рекорд в 217,970 км/ч.
Voyah Passion Long Range (B VIII 5), инновационный бизнес-седан ожидаемо доказал превосходство в своем классе. В ходе успешной попытки, максимальная средняя скорость электромобиля на дистанции в 1 километр с места составила более 108км/ч. Десятикратному рекордсмену России Максиму Леонову удалось побить существующий рекорд, находившийся на отметке более 106 км/ч. Во время заезда на 500 метров с хода Voyah Passion Long Range под управлением известной российской авто и мотогонщицы Анастасии Нифонтовой показал максимальную среднюю скорость более 183 км/ч, что претендует на обновление национального рекорда для электромобилей.
Jaguar F-pace (А III 8) под управлением опытнейшего Андрея Леонтьева не с первого раза, но смог продемонстрировать 111,829 км/ч на дистанции 1 км с места и 206,398 км/ч на дистанции 500 метром с хода. По словам пилота, в осуществлении успешной попытки большую роль сыграли зимние шипованные шины Ikon Autograph Ice 9. Стабильная управляемость этих шин в широком диапазоне температур обеспечивается за счет применения в брекере скрученной проволоки, покрытой латунным напылением, а безопасность и хорошее сцепление на обледенелой и заснеженной дороге обеспечивается благодаря ее ошиповке сразу двумя видами шипов.
Audi RS6 (A I 9) под управлением путешественника, спортсмена и уже ставшего постоянным участником фестиваля «Дни скорости на льду Байкала», Алексея Павлина, смог по-настоящему удивить, выдав на одном из отрезков невероятные 298 км/ч. Однако, учитывая, что в зачет принимается именно средняя скорость заезда (туда-обратно) в итоговый протокол вошли не менее впечатляющие 289,389 км/ч на дистанции 1 км с хода. На дистанции 1 км с места максимальная средняя скорость составила 119,205 км/ч. Оба результата превысили существующие рекорды в своем классе.
Единственный автомобиль, который не смог реализовать весь свой потенциал и из-за фатальных проблем с двигателем досрочно прекратил заезды, — багги Segway Villain SX10WX (В II 5). Результат единственной успешной попытки на дистанции 1 км с места составил 58,042 км/ч.
Все автомобили-участники были оснащены зимними шипованными шинами бренда Ikon Tyres. В автомобилях с ДВС были использованы смазочные материалы Teboil, которые созданы для защиты двигателя от преждевременного износа даже в экстремальных условиях эксплуатации.
Ресурсное испытание
Помимо скоростных заездов, в рамках фестиваля проводилось ресурсное испытание, целью которого было определить, какое количество километров сможет преодолеть электромобиль без возможности дополнительной зарядки в суровых зимних условиях. За рулем полноприводного электроседана Voyah Passion Long Range отметились сразу четыре профессиональных пилота: Виталий Ларионов, Максим Леонов, Андрей Леонтьев и Нина Абросова. Заезд продолжался более десяти часов, а температура воздуха колебалась от -17 до -22 градусов.
Во время испытания пилоты имитировали вождение в смешанном цикле с примерной скоростью 60 км/ч при включенной системе климатического контроля и фарах ближнего света. Результат ресурсного испытания — 450 километров по чистому льду на стандартных шинах на одном заряде батареи!
В ближайшее время данные, зафиксированные при помощи нескольких GPS-трекеров и бортовых видеорегистраторов, будут поданы для регистрации в Книге рекордов России, что означает абсолютный рекорд в испытаниях на ресурс батареи электромобиля в нашей стране.