Началась гонка за создание лунного автомобиля: каким он станет
В финал, если можно так выразиться, были допущены Intuitive Machines, Lunar Outpost и Venturi Astrolab. Через 12 месяцев агентство ждет от них ответ, во сколько обойдется разработка транспортного средства, какими будут его основные характеристики и какие проблемы придется решить.
После этого агентство выдаст контракт на разработку и постройку машины к марту 2030 года – плановой дате запуска миссии Artemis 5. «"НАСА ожидает, что только один поставщик получит заказ на демонстрацию", — объявило агентство. Проигравшие получат утешительный приз – право участвовать в разработке автономных вездеходов меньшего размера для других назначений.
Че, как каршеринг?
Интересная деталь: у поставщиков NASA закажет не машины, а «услугу транспортировки». По той же схеме агентство сейчас работает, например, с компанией SpaceX, фрахтуя ракеты-носители для доставки грузов на МКС.
По той же схеме государственное агентство в январе 2024 года арендовало место для своих приборов на борту беспилотного лунного модуля Odysseus, созданного Intuitive Machines, одним из участников нынешнего конкурса. Посадка «Одиссея» на спутник прошла не совсем удачно – он завалился набок, – но NASA это не отпугнуло. Видимо, доверяют способности компании извлекать уроки из ошибок.
Каким может стать лунный ровер
Правильно проект транспортного средства для миссии Artemis 5 называется Lunar Terrain Vehicle. Как и «лунный багги» LRV, который брали с собой полвека назад астронавты «Аполлонов», он будет открытым, без герметичной кабины, и использоваться для доставки образцов лунного грунта и транспортировки научного оборудования. Ровер должен будет выдержать жесткие условия южного полюса с жарой до 120ºC и морозами до -130ºC и преодолевать неровный ландшафт. Как и в прошлый раз, в нем должно быть два места для космонавтов.
Однако на этот раз вездеход предполагается оснастить системой беспилотного вождения. Кроме того, с его помощью космонавты смогут выполнять коммерческие задачи в промежутках времени между научными исследованиями.
Moon RACER
В группе, которую возглавляет Intuitive Machines, также участвуют Boeing, Northrop Grumman и Michelin. Проект получил название Moon RACER (Reusable Autonomous Crewed Exploration Rover – «Многоразовый автономный обитаемый исследовательский вездеход»). К сожалению, пока об этом проекте мало что известно.
Lunar Dawn
Лишь чуть больше известно о втором концепте. Например, ранее писали, что его предполагается оснастить роботизированной рукой для погрузки и трансформируемой площадкой для грузов.
В проекте, ведомом Lunar Outpost, ключевыми субподрядчиками стали Lockheed Martin, General Motors, Goodyear и MDA Space. GM будет отвечать за шасси, трансмиссию и аккумуляторы, Lockheed за постройку машины, Goodyear очевидно за колеса, а MDA разработает робот-манипулятор и интерфейс.
Консорциум выпустил зрелищный деморолик, продвигающий его проект.
FLEX
Venturi Astrolab представила свой концепт раньше других участников, в 2022 году. Названный Flexible Logistics and Exploration, или просто FLEX, он имеет грузоподъемность в 1500 «земных» кг.
В отличие от других участников, компания держит в уме возможность универсального использования своего вездехода не только на Луне. Она даже построила полноразмерный прототип и дала его на тест-драйв бывшему космонавту Крису Хэдфилду. «Было очень приятно не только сесть за руль FLEX, но и увидеть его размеры, возможности и получить интуитивное представление о том, на что способен этот вездеход», – рассказал он о своих впечатлениях.