Он был готов к смерти: 9 малоизвестных фактов о первом полете человека в космос
Личное дело первого космонавта СССР долгое время было засекречено — многие подробности его биографии стали известны совсем недавно, в конце 2022 года. Поэтому жизнь Юрия Гагарина после его трагической гибели нередко обрастала слухами. Рассекреченный документ опроверг некоторые из них: к примеру, он никогда не был на грани исключения из авиационного училища из-за плохой техники пилотирования самолета при посадке, наоборот, в его характеристике написано, что Гагарин рекомендован к дальнейшему обучению летному делу. Но что еще было до того, как он произнес свою знаменитую фразу: «Поехали!»? Как проходил сам полет и почему легенду советской космонавтики не отправили на орбиту снова?
Разбираемся в интересных фактах из жизни Героя Советского Союза.
На «Восток» без обуви
За девять месяцев до старта Сергей Королев лично познакомился с членами первого отряда космонавтов СССР кандидатами в космонавты, провел им экскурсию по Опытному заводу в подмосковных Подлипках (ныне в черте города Королев) и представил космический корабль «Восток». На предложение ознакомиться с кабиной первым откликнулся Юрий Гагарин. Прежде чем зайти внутрь, он, по привычке снял ботинки и сел в кресло босиком. Королев это подметил, да и остальные кандидаты в космонавты тоже, и подхватили эту идею — впоследствии разуваться перед входом в кабину корабля стало некой традицией.
Прощальная записка
Хотя большинство космических полетов с животными завершились успехом, никто не мог сказать наверняка, что будет испытывать в таких условиях человек и сможет ли он вернуться живым. Некоторые члены государственной комиссии готовились к худшему, но свои доводы никому, естественно, не разглашали. Хотя Гагарин и сам осознавал, что ему предстоит смертельно опасное путешествие, поэтому за два дня до старта он написал своей семье — жене и двум дочкам — письмо, которое им должны были передать в случае катастрофы.
Письмо Валентина Ивановна Гагарина все-таки прочла — только после гибели мужа во время учебно-тренировочного полета 27 марта 1968 года. В нем первый в мире космонавт еще раз напомнил «Валечке, Леночке и Галочке», как сильно их любит, просит супругу позаботиться о детях, не убиваться с горя и по возможности не забывать про его родителей.
Три варианта сообщения
Информационные агентства славятся своей оперативностью, поэтому крупнейшая в то время служба ТАСС заблаговременно подготовила целых три сообщения об исходе первого полета человека в космос с разными сценариями. Первое — на случай абсолютного успеха, второе — на случай вынужденной посадки на зарубежной территории, третье предполагалось опубликовать в случае катастрофы.
Спустя 55 минут с момента запуска, когда Гагарин вышел на орбиту, озвучил данные о высоте, склонении, периоде орбитального движения и своем прекрасном самочувствии, было решено вскрыть конверт под номером один.
«Поехали!» — не коронная фраза Гагарина
Знаменитая фраза Гагарина, которую он произнес перед тем, как зайти внутрь космического корабля, была на самом деле придумана не им. Еще во время подготовки шестерых кандидатов в космонавты из специальной группы ускоренной подготовки обучали на специальных тренажерах. Их инструктором был назначен Марк Галлай, сам бывший летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны. Каждый раз перед упражнением на тренажере он говорил ученикам не положенную по уставу фразу «Экипаж, взлетаю!», а «Поехали!» — ему она казалось более уместной.
Техническая неисправность
Мало кто об этом знает, но первый космический полет человека мог не состояться 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже вошел в кабину «Востока» и устроился на кресле, оказалось, что люк с герметизирующей крышкой не закрывается до конца — один из контактов дал сбой. Давать старт было опасно: при возвращении на Землю могли возникнуть проблемы с катапультированием.
Сергей Королев пытался сделать все возможное, чтобы не отменять полет: до него дошли слухи, что американцы вот-вот догонят в этой космической гонке. Тогда инженерам пришлось молниеносно поднимать крышку люка, выкручивать десятки болтов, проверять работоспособность всех контактов и прикручивать все заново. Все это время Юрий Гагарин сидел неподвижно на своем месте, не задавал лишних вопросов и напевал песню «Родина слышит, Родина знает».
Еще одно прощание
До своего полета Юрий Гагарин не знал того факта, что при входе в атмосферу космические корабли горят. И, когда он увидел это явление собственными глазами, думал, что вот-вот погибнет. С тревогой в голосе он прокричал диспетчерам в центр управления полетом: «Я горю! Прощайте, товарищи».
Однако никакой опасности для его жизни не было. на входе в атмосферу вообще все всегда горит: перед объектом, который двигается с огромной скоростью, формируется гиперзвуковая ударная волна, на фронте которой образуется огромный скачок давления и температуры. Грубо говоря, атмосфера пытается затормозить несущийся корабль, что приводит к сильному трению и, как результат, к возникновению пламени.
Рекорд могли не засчитать
Международная аэронавтическая федерация могла не зарегистрировать космический полет Юрия Гагарина из-за того, что за десять минут до посадки он катапультировался и завершил свое «путешествие» прыжком с парашютом. Хотя по правилам ему необходимо было приземлиться в капсуле. Чтобы результат зачли, советским властям пришлось пойти на обман: было объявлено, что первый в мире космонавт совершил посадку по всем правилам. Лишь спустя три года после полета СССР официально признал фактические обстоятельства посадки.
Несостоявшийся второй полет
После своего полета Юрий Гагарин, конечно, хотел закрепить свой успех и когда-нибудь еще раз посмотреть на Землю из космоса. Но годы шли, а к космическим полетам допускали других. Сергей Королев пообещал: у него есть шансы поучаствовать в экспедиции на Луну в 1967 году. Правда, сам до этого момента не дожил.
Первоначально советская космическая программа была ориентирована на Марс, но прежде чем добраться до Красной планеты, нужно было хотя бы приземлиться на Луну. Для этого были разработан первый пилотируемый космический корабль «Союз-1», к полету на котором и начал усиленно готовиться Гагарин в качестве командира отряда космонавтов.
Однако по итогу выбор пал не на него, а на Владимира Комарова. Гагарина назначили его дублером. Все потому, что в Москве, после смерти Королева, было принято решение поберечь легенду советской космонавтики. 24 апреля 1967 года полет Владимира Комарова на «Союзе-1» закончился катастрофой. Во время приземления космонавт вручную сориентировал корабль, но при открытии основного купола парашюта его стропы запутались. Комаров погиб — это была первая смерть человека при выполнении космического полета. В результате планы советских лунных экспедиций были сдвинуты на более поздние сроки.
Несмотря на все произошедшее, Юрий Гагарин продолжал грезить космосом и постоянно тренировался, продолжал испытывать самолеты и готовить себя к полету. Однако спустя меньше года после гибели Комарова, на месте которого мог оказаться он сам, не стало и его самого.
Гагарин нес жене цветы даже после смерти
Незадолго до трагедии, семья Гагариных получила квартиру. В ней Валентина Ивановна после смерти супруга всю свою оставшуюся жизнь, так и не выйдя замуж во второй раз. Спустя некоторое время на площади Звездного городка установили памятник первому космонавту, который очень хорошо видно из окон его дома. Правда, со спины, а там было самое интересное — в одной руке Юрий Алексеевич держит ромашку. Так он всегда возвращался домой после зарядки и дарил цветок жене.