Попытка не пытка: десять любопытных фактов о ракете «Ангара-А5»
11 апреля 2024 года состоялся уже четвертый запуск ракеты проекта «Ангара» в тяжелой модификации А5. Но с космодрома «Восточный» она стартовала впервые.
Проект «Ангара» растянулся на 20 лет. Его финансирование началось в 2005 году, первые летные испытания «Ангары-А5» прошли в 2014-м. Ну а завершить летные испытания «Роскосмос» намерен к 2025 г.
«Ангара-А5» стала первой ракетой, разработанной в нашей стране после распада СССР.
Производство ракеты «Ангара-А5» обходится налогоплательщикам в сумму около 5 млрд рублей. Причем изначально речь шла о 7 млрд рублей, но потом стоимость удалось снизить. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу «Роскосмоса». Предшественник «Ангары-А5», грузовой «Протон-М», стоил примерно 2,3 млрд рублей.
Стоимость запуска ракеты «Ангара А5» (грузоподъемность 24.5 т) — около 9 млрд руб. А для такой ракеты, как «Протон-М» (грузоподъемность 22.4 т), она примерно в два раза меньше. Об этом рассказал генеральный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов.
Хотя запуск ракеты «Ангара-А5» 11 апреля 2024 г. был испытательным, ее разгонный блок вывел на орбиту высотой около 450 км малый аппарат «Гагаринец», спутник формата Cubesat 3U, созданный российской частной компанией Avant Space.
До скорости в 100 км/ч «Ангара А5» разгонялась 23.44 сек — медленнее, чем автомобиль Niva Legend. Этот факт можно было заметить, наблюдая за трансляцией старта с выводимыми на экран данными. Правда, уже через 3 мин 57 с ее скорость составляла 5,5 тыс. км/ч, а через 5 мин — 11 тыс. км/ч.
«Ангара» имеет модульную конструкцию, и в дальнейшем «Роскосмос» планирует заменить ее третью ступень на водородную. Водород в вакууме дает на 35% больший удельный импульс, чем керосин, что позволит использовать «Ангару» для межпланетных перелетов. В частности, на ней планируют доставлять грузы для строительства базы на Луне.
Финальный вариант ракеты будет называться «Ангара А5М». Он получит двигатель РД-191М с увеличенной тягой и облегчённые отсеки, а при сборке будет применена фрикционная сварка. Также шла речь об адаптации ракеты к пилотируемым полетам.
Первой серьезной работой для «Ангары А5М» станет подъем на орбиту модулей Российской орбитальной станции, которую начнут строить в 2027 году.