Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе «Аполлон»
С такой каверзной задачей в конце 1960-х столкнулись инженеры Boeing и General Motors – двух компаний, получивших заказ NASA на разработку транспортного средства для космонавтов, отправляемых на Луну.
Кое-что они все-таки знали
Но это не радовало, а, скорее, напрягало. Например, было понятно, что машина должна быть электрической, поскольку на Луне нет воздуха, необходимого для ДВС.
При этом, она должна работать при температуре воздуха около 120°С. Какая резина и какой аккумулятор выдержат такую жару?
Астрономы также говорили, что Луна покрыта толстым слоем мельчайшей пыли, которая легко проникнет в подшипники и замкнет щетки электродвигателей. Значит, их надо надежно защитить.
А еще машина должна быть очень компактной и легкой, чтобы вписаться в строгие ограничения по весу и размеру лунного посадочного модуля.
Ну и не забудьте про кочки и острые камни на реликтовой поверхности спутника.
Как бы вы стали решать такую задачу? Подумайте перед тем, как читать дальше. Может быть, вы даже захотите сделать эскиз. Теперь можно пролистать вниз и сравнить ваши идеи с тем, как решали эти проблемы американцы.
Лунный багги
Официально эта машина получила название LRV (Lunar Roving Vehicle – «машина для поездок на Луне»). Но в прессе времен проекта Apollo ее часто называли «лунным багги».
Хотя главным подрядчиком NASA был Boeing, основу конструкции, включая подвеску, систему рулежки и необычные стальные колеса, разработали инженеры General Motors. Машина получилась очень легкой даже при земной гравитации, всего 210 кг (примерно половина массы типичного гольф-кара). При этом на Луне она могла транспортировать груз массой до 440 «земных» кг – достаточно, чтобы поднять двух космонавтов в скафандрах и несколько образцов лунного грунта, которые космонавты свозили к кораблю. В сложенном виде в космическом корабле она была еще и очень компактной.
Практически вся конструкция сделана из алюминия. Подвеска – торсионная, на двойных рычагах. Нейлоновые кресла-ковши оборудованы ремнями безопасности. Забавный факт, потому что в те годы на Земле далеко не везде ремни были обязательными.
Динамика впечатляет
Машинка имеет полный привод с электромоторами в каждом колесе. Их суммарная мощность – смехотворные... 1 лошадиная сила. Впрочем, учитывая малое притяжение на Луне, этого хватало, чтобы развить 9 км/ч. Во время последней 17-й миссии астронавт Юджин Сернан даже лихо разогнал ее до 18 кэ-мэ-чэ, съезжая со склона с грузом камней. Каждый мотор сделан герметичным и накачан воздухом до 7,5 атмосфер, чтобы препятствовать проникновению пыли.
Кроме этого, у нее все колеса поворачиваются для лучшей маневренности. Учитывая, как тяжело астронавтам давалась ходьба в скафандрах, это весьма полезная фишка.
Заряд аккумуляторов был рассчитан более чем на 90 км пробега. Однако NASA строго-настрого запретило астронавтам удаляться от базы так далеко, что они не смогли бы вернуться пешком, если бы ровер сломался.
Проходимость — норм
С полной загрузкой клиренс у машинки достигал 36 см – в 2 раза больше, чем у современных кроссоверов. Интересно устройство ее колес. Как выше говорилось, резиновые покрышки для Луны не подходили, поэтому GM-овцы разработали пружинящие «покрышки» из стальной проволоки, усиленные пружинящими вставками из титановых полос, с титановым же протектором.
Цена зашкаливает
Хотя Boeing обещал, что уложится в $19 миллионов, он не уложился в бюджет и превысил эту сумму ровно в два раза. Всего было построено четыре экземпляра: три слетали на Луну в миссиях Apollo 15, 16 и 17, а один остался на Земле – на всякий пожарный. Это делает LRV одним из самых дорогих когда-либо построенных автомобилей. А если пересчитывать на лошадиные силы, то самым дорогим – каждая «лошадка» обошлась почти в $10 лямов!