Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной
Чтобы понять, насколько широким и многоаспектным может быть термин «метавселенная», есть упражнение: замените в предложении слово «метавселенная» на «киберпространство» – и в 90% случаев смысл не изменится. Так происходит потому, что метавселенная на самом деле относится не к какому-то одному конкретному типу технологий, а скорее, к целому спектру изменений в нашем взаимодействии с технологиями.
В широком смысле технологичная сторона метавселенной может включать виртуальную реальность (VR) и дополненную реальность (AR). Однако даже эти технологии не являются обязательными. Например, один из самых популярных на сегодняшний день виртуальных миров — игра Fortnite — уже начала именовать себя метавселенной, хотя посещать этот мир можно и без специального оборудования: через ПК, игровую консоль и даже телефон.
И все же, несмотря на разность подходов к определению метавселенной, есть характеристики, относительно которых мнения исследователей сходятся. Метавселенная — совместно используемое виртуальное пространство, включающее в себя следующие элементы и характеристики:
- виртуальные миры, в которых люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами в реальном времени;
- постоянство и синхронность: метавселенная всегда «включена» и существует непрерывно;
- социальное взаимодействие пользователей с применением иммерсивных технологий и созданием эффекта присутствия;
- цифровые активы, которые пользователи могут создавать, покупать, продавать и инвестировать в метавселенной;
- дополненная и виртуальная реальность (AR/VR).
Вопросы без ответа
Пока остается неясным, какие элементы метавселенной будут продолжать существовать по мере ее созревания. Ниже мы поднимем четыре открытых вопроса, ответы на которые сыграют ключевую роль в определении окончательной формы метавселенной.
Единственное или множественное число
В настоящее время не существует единой платформы, которая служила бы входом в метавселенную. Вместо этого есть ряд изолированных платформ, каждая из которых управляется отдельным собственником. К ним относятся миры Horizon Worlds от Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ), Fortnite от Epic Games, Roblox от Roblox Corporation и Decentraland от фонда Decentraland. Хотя каждая из этих платформ воплощает в себе черты и философию метавселенной, пока что ни одна из них не может претендовать на звание «той самой» — единственной и полноценной — метавселенной.
Снова BIGTECH
Метавселенная — часть цифрового мира. Как и все остальные цифровые платформы, она подвержена сильному влиянию сетевого эффекта: чем больше пользователей и разработчиков интересуются платформой, тем выше ее ценность. Это может привести к появлению одной или нескольких доминирующих платформ от уже хорошо известных нам цифровых гигантов: Google, Apple, Facebook (Meta – признана экстремистской организацией на территории РФ), Amazon, Microsoft.
Особенно вероятным такой сценарий становится из-за того, что именно BigTech-компании могут позволить себе многомиллиардные вложения в создание инфраструктуры метавселенной, а главное — в развитие очков виртуальный и дополненной реальности, которые обеспечивают принципиально новый, иммерсионный опыт пребывания в другой реальности.
Это противоречит ключевым принципам метавселенной — децентрализации, автономии пользователей и личному контролю над цифровыми активами и персональными данными. К тому же, господство BigTech-компаний в этой сфере может усилить общественную тревогу по вопросам конфиденциальности, безопасности и модерации контента. Следовательно, IT-гиганты не обязательно будут доминировать в метавселенной.
Будет ли метавселенная интероперабельной
Интероперабельность — важное свойство метавселенной, позволяющее пользователям свободно перемещаться между виртуальными мирами и использовать свои активы в каждом из них — от цифровой одежды до цифровой валюты. Однако достижение такого уровня — довольно сложная задача, решение которой зависит от разработки общих стандартов и универсально доступных протоколов для всех участников рынка.
Такие лидеры в секторе метавселенной, как Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ) и Epic Games, подчеркивают необходимость взаимодействия и разработки открытых стандартов. Но одновременно с этим компании признают и трудности, с которыми сопряжен такой подход: он потребует от них кооперации вместо привычной ожесточенной конкуренции. По сути, IT-гигантам придется перейти к «со-конкуренции».
Какова роль блокчейна
Сегодня роль блокчейн-технологий в метавселенной до конца не ясна. С одной стороны, идейно блокчейн полностью соответствует метавселенной:
- децентрализованные криптовалюты могут использоваться для встроенных покупок без взимания комиссий банками и самими платформами;
- NFT — идеальный инструмент для записи прав собственности на цифровые и реальные активы;
- децентрализованные автономные организации (DAO) — прекрасное решение для управления метавселенными платформами на основе мнения пользователей.
Примером активного использования блокчейна может служить вселенная Decentraland. Она использует NFT и собственную криптовалюту MANA, а также DAO для управления. С другой стороны, пока слишком невелик процент людей, активно и умело использующих блокчейн-технологии, а значит многие платформы в метавселенной предпочтут традиционные платежные системы и централизованные сервисы. Будет ли блокчейн фундаментальной частью метавселенной или же останется редким исключением — нам еще предстоит узнать.
После хайпа
Как и с любой новой технологией, после первой волны хайпа интерес к метавселенной несколько угас. Но это позволило выявить действительно жизнеспособные случаи использования этой технологии.
Метавселенную продолжают использовать как инновационный инструмент в digital-маркетинге, создавая захватывающий опыт взаимодействия аудитории с брендом и продуктами, которые стало возможным приобретать прямо в виртуальном пространстве. В образовательной сфере динамичная 3D-среда позволяет повысить вовлеченность учащихся, а блокчейн становится надежным хранилищем дипломов и другой информации о персональных успехах студентов. В здравоохранении метавселенная успешно зарекомендовала себя в борьбе с тревожностью, фобиями и другими нарушениями ментального и психического здоровья. А с точки зрения социализации главная задача, которую решает технология на сегодняшний день, – это объединение людей, разделенных расстоянием или какими-либо физическими барьерами.
Что дальше?
Общество и бизнес во всем мире продолжают инвестировать в развитие метавселенной свое внимание, время и финансы. Разработчики и создатели цифровых пространств стремятся предугадать тренды и потребности будущих поколений и создают многомерные продукты, отвечающие требованиям Web3.
Не меньше технологии будущего волнуют и российское профессиональное сообщество. Компания D&A Partners 5 апреля проведет бесплатный онлайн паблик-ток «Преодолевая реальность: человек и бизнес в Метавселенной», на котором эксперты из разных индустрий и сфер обсудят будущее метавселенной и свое видение применения этой технологии в жизни.
Среди спикеров:
- Эмин Алиев, практикующий бизнес-тренер и спикер, экс-лидер направления компании Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ);
- Анна Буали, куратор платформы цифрового искусства IOGINALITY;
- Максим Козлов, руководитель Центра технологий Метаверса СБЕР;
- Диана Гаспарян, кандидат философских наук, профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ
- Алина Воронцова, лидер развития платформы для снижения тревожности и страхов PsyTechVR;
- Екатерина Смирнова, партнер D&A Partners;
- Гор Нахапетян, модератор сессии, профессор Сколково, предприниматель и филантроп.
Метавселенная — не просто новый технологический тренд, это целый мир возможностей, который затрагивает множество аспектов нашей жизни. Нам остается только решить, готовы ли мы стать частью этого мира.
Материал подготовлен на основе исследования D&A Partners «Метавселенные: мировая практика»