Почему машинисты раньше сдавали назад перед отправлением, а сейчас нет
Этот прием родился во времена паровозов. Болезнью этих локомотивов было боксование – ситуация, когда паровоз пытается сдвинуть с места тяжелый состав и его колеса теряют сцепление с рельсами, начиная быстро прокручиваться на месте.
Как справляются с боксованием
Профилактикой был такой прием: машинист сначала сдавал назад, сжимая состав, а потом начинал двигаться вперед. Сжимались, конечно, не сами вагоны, а сцепки между ними. В те годы вагоны соединяли с помощью винтовой сцепки, а чтобы они не столкнулись друг с другом, их оборудуют буферами, изнутри подпружиненными.
Когда паровоз толкает состав назад, вагоны прижимаются буферами друг другу, а все винтовые сцепки провисают. Потом паровоз начинает двигаться вперед, растягивает первую сцепку и трогает с места первой вагон. Затем с некоторой задержкой выбирается вторая сцепка, и трогается второй вагон, и так далее.
В наши дни это не нужно
В 1957 году советские железные дороги перешли на так называемую автосцепку – степное устройство, которое применяется и по сей день, совмещающее в себе функции буфера и сцепки. Поскольку оно подпружинено, то может слегка растягиваться.
Кроме того, современные локомотивы, тепловозы и электровозы, не так сильно подвержены боксованию по двум причинам: они больше весят, а их электромоторы тянут более равномерно, чем паровые машины, причем силу тяги можно точно дозировать. Хотя и с ними такая оказия произойти может.
В значительной степени, машинисты еще долго продолжали сжимать поезда перед отправкой чисто по привычке, как сообщает Википедия. И лишь в последние пару десятилетий традиция, похоже, отошла в прошлое. Возможно, что конец ей положило развитие цифровой автоматики в управлении поездами.